Е. М. Карпов – Фотокинотовары: (Товароведение): Учеб. Пособие для средних проф.-техн. уч-щ. – М.: Экономика,. 1988 – 191с.
Много веков назад было замечено, что лучи света, проникая через небольшое круглое отверстие в темное помещение, оставляют на плоскости, расположенной на пути световых лучей, изображение освещенных наружных предметов. Это свойство темной комнаты, или камеры-обскуры, использовалось для зарисовки предметов.
Позднее камерой-обскурой стал называться ящик, в котором вместо малого отверстия была линза. Она формировала изображение наружных предметов на встроенном матовом стекле.
Ученые постоянно искали пути закрепления получаемого изображения. В первой трети прошлого столетия было обнаружено, что цвет некоторых химических соединений изменяется под воздействием световых лучей. Исходя из этого французский изобретатель Н. Ньепс в 1823 г. получил при помощи камеры-обскуры с линзой на посеребренной медной пластине, покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака, изображение, которое ему удалось надежно закрепить открытым им способом. Это был первый снимок, хотя контуры изображения на нем были едва различимы.
Опыты Н. Ньепса продолжил известный французский художник Ж. Дагер. В 1837 г. он нашел надежный способ проявления и закрепления изображения на чувствительной к свету серебряной пластинке. Публичное сообщение об открытии Дагера было сделано 7 января 1839 г. в Париже. Этот день является официальной датой рождения фотографии. Способ получения изображения, открытый Ж. Дагером, получил название дагеротипии. Однако дагеротипия не могла стать массовым процессом, так как не давала возможности получать копии снимков.
Негативное изображение и позитивный отпечаток на светочувствительной фотобумаге впервые удалось получить англичанину У. Талботу в 1841 г. Предложенный Талботом способ был назван калотипией. На нем основана современная фотография. Калотипия постоянно совершенствовалась путем внедрения новых прогрессивных технических решений: в конце 40-х годов прошлого столетия бумажную подложку негативного материала заменили стеклом; в 70-х годах съемку начали производить на сухих броможелатиновых пластинах; в конце 80-х годов было налажено производство негативного материала на целлулоидной основе. Благодаря этому новшеству — появлению фотопленки на гибкой подложке — стало возможным создание компактных фотоаппаратов вместо ящичных, а впоследствии — кинематографа. В 1895 г. в Париже состоялась первая демонстрация кинофильма братьев Люмьер.