Корнюхин А. Е. Под парусами филателии. М., Связь, 1975, 96 с. с ил.
Настоящая книга — одна из немногих, выпускаемых у нас для юных филателистов. В ней рассказывается об истории русской и советской почты, о том, как создаются знаки почтовой оплаты. Читатели познакомятся с творческой лабораторией художников-марочников, посетят Центральный музей связи им. А. С. Попова.
Предисловие
Ежегодно в нашей стране издаются книги по филателии. Обычно они рассчитаны на широкий круг коллекционеров разных возрастов.
Книга А. Корнюхина Под парусами филателии одна из немногих, предназначенных для юных филателистов.
Сейчас в нашей стране около 90 тысяч пионеров и школьников — членов кружков и клубов юных филателистов. А миллионы юных коллекционеров только начинают свое увлекательное путешествие в страну Филателию. Их экскурсоводом будет автор книги Под парусами филателии, интересно рассказывающий об истории русской и советской почты, о том, как создаются знаки почтовой оплаты.
Читатель посетит Центральный музей связи им. А. С. Попова, познакомится с творческой лабораторией известных художников-марочников.
Отдел печати и пропаганды Правления ВОФ
Путешествие начинается
Признайтесь, ребята, ведь вам сразу приглянулись красочные марки, на которых изображены пальмы, ослепительно голубое небо над незнакомыми горами или дикие животные, пестрые птицы, огромные цветы с яркими лепестками, старый парусник, короче все, что мы называем экзотикой. И захотелось их иметь в своем альбоме. Но мудрые старые коллекционеры смутили вас: не спешите, молодые люди. Повсюду выпущено столько марок, что теперь самому активному коллекционеру не собрать всего, что когда-либо поступало в почтовое обращение.
В это не хочется верить, особенно в первый год увлечения марками, когда собственная коллекция начинает только-только складываться.
Удалось же разыскать первую марку мира, знаменитый черный пенни — английскую однопенсовую марку с портретом юной королевы Виктории. А ведь опытные филателисты предупреждали: марка нелегкая. Что это означает? Они вообще условно делят все марки на легкие и тяжелые. Легкими обычно называют те, которые несложно приобрести или выменять. Тяжелыми — редко встречающиеся марки. Их еще окрестили раритетами, чтобы особо выделить среди остальных. Они прочно оседают в музеях или чьих-либо коллекциях. Если же и предстают для всеобщего обозрения, то лишь изредка, на крупных международных филателистических выставках.
Черный пенни — для поиска — марка средней сложности. Но прежде, чем она появилась в коллекции, удалось отыскать немало любопытных сведений о ее рождении и первых днях почтового обращения.
Сын деревенского учителя Роуленд Хилл, ставший впоследствии генеральным почтмейстером Великобритании, в тридцатых годах прошлого столетия предложил
произвести в Англии реформу почтового дела: ввести единый тариф на пересылку писем и применять, как советовал Джеймс Чалмерс, специальные марки, показывающие, что этот тариф соблюдается всем населением. Чалмерс был владельцем типографии. Он представил проект первой английской марки, на которой была изображена голова юной королевы Виктории. В правительственных учреждениях к проектам Хилла и Чалмерса долгое время относились с недоверием. Что же смущало высокопоставленных английских чиновников? Они полагали, что население не признает нововведения и не будет широко пользоваться услугами почты. Оснований для таких сомнений было немало. Ни для кого не составляло секрета, что почтовые чиновники, как на рынке, устраивали торг за каждое письмо. Они не жалели сил, чтобы за его пересылку побольше получить с отправителя. А нередко откровенно ловчили, стараясь при случае взыскать деньги за доставленное письмо еще и с получателя.
Англичане быстро разгадали эти уловки и сами не раз пускались на различные хитрости: не сдавали письма на почту, а посылали их с оказией или прибегали к услугам предприимчивых людей, отказывались получать присланную корреспонденцию. Дело иногда доходило до курьезов. Двое хорошо знакомых, живущих в разных городах, договаривались между собой: если почтальон принес весточку от одного из них, значит у того все в порядке. Само же письмо во избежание лишних расходов получать незачем. И не получали.
Роуленд Хилл раньше других понял, что английскую почту ожидают серьезные неприятности, если не катастрофа. Вот почему он упорно и последовательно продолжал настаивать на реформе. Чиновники, глубоко не вникнув в ее содержание, по-прежнему сопротивлялись. Для оправдания своей консервативной позиции они выдвигали еще один аргумент, который в наши дни назвали бы экономическим: снизятся доходы почты. Хилл утверждал, что они ошибаются, и приводил необходимые расчеты.
Общественность, разобравшись в том, что представляет собой реформа, поддержала Хилла. Англичане засыпали почтовое ведомство письмами, требуя немедленно осуществить реформу. Депутаты, сообразив, какая складывается ситуация, выступали в парламенте с яркими речами, призывая претворить в жизнь передовую идею своего соотечественника. Депутаты догадались, что избиратели откажут им в доверии, если они не поддержат предложение Хилла.
Столь мощный напор заставил правительство уступить. Оно распорядилось, чтобы почтовое ведомство в короткий срок провело реформу.
Так в Англии был впервые установлен единый государственный почтовый тариф. В пояснении к нему указывалось, что плату за пересылку писем отныне вносит только отправитель.
Теперь предстояло решить, каким образом обозначить это на конверте. Можно, конечно, как и прежде, оттискивать треугольный штемпель с закругленными вершинами. Но для населения это было неудобно. Пришлось бы всякий раз носить письмо на почту или открыть почтовые отделения на каждом углу. И тут вспомнили, что еще за несколько лет до реформы Джеймс Чалм ере ратовал за выпуск почтовых марок и даже представил их проект.
Почтовое ведомство этот проект не приняло. Отвергнув его, оно организовало на Британских островах специальный конкурс. Со всех концов Англии поступило триста разнообразных проектов. Но лучшим все-таки оказался тот, который раньше других сделал Чалмерс. Его поддержал и Роуленд Хилл.
Чалмерс никогда не считал себя ни живописцем, ни графиком. Создавая свой проект, он обвел на бумаге медальон, на котором была выгравирована головка Виктории. Поэтому, чтобы ее рисунок был выразительным и четким, обратились к художнику Генри Корбульду с просьбой доработать проект Чалмерса. Когда он это сделал, граверы, сын и отец Хиты, воспроизвели его рисунок на стали. Потом марку отпечатали черной краской. Вот почему спустя несколько десятков лет коллекционеры назвали ее черным пенни.
6 мая 1840 г. первая в мире почтовая марка официально поступила в обращение. Следом за ней выпустили и синюю двухпенсовую марку, тоже с портретом королевы Виктории.
Поначалу казалось, что опасения почтовых чиновников оправдаются: доходы от пересылки писем сократились. Однако количество почтовых отправлений стало резко расти. В 1839 г. было доставлено лишь 75 миллионов писем, а спустя всего четыре года — уже 300 миллионов. Доходы начали увеличиваться, и чиновники успокоились.
До наших дней, вероятно, сохранилось бы еще много черных пенни, чистых и в листах, не отделяй нас от того времени расстояние почти в полторы сотни лет. Кроме того, вначале марки вообще никто не собирал. Нельзя же, в самом деле, даже приблизительно назвать коллекционером того сумасбродного молодого человека, который в сентябре 1841 г. поместил в лондонской газете Тайме свое объявление. Вот оно: Ищу почтовые марки. Молодой человек, который желал бы оклеить свою спальню гашеными почтовыми марками, с помощью своих друзей уже собрал более 16 000 штук. Поскольку этого количества ему недостаточно, он обращается с просьбой к сочувствующим присылать марки и тем самым способствовать осуществлению его идеи. Пока не установлено, откликнулся ли кто-нибудь на это объявление. Однако ясно, что люди обратили внимание на почтовые марки, как на возможный предмет коллекционирования. По примеру Англии вскоре почтовые марки стали применять и в других странах.
Когда же возникло увлечение филателией, коллекционеры обнаружили: черные пенни отпечатаны с одиннадцати разных клише. Чтобы сложилась полная коллекция только одной этой марки, нужно собрать 2640 штук, среди которых каждая чем-то непохожа на другую.
Можно ли отыскать все эти разновидности сейчас, спустя столько лет после выхода в свет первой марки мира? Задачка посложней, чем с двумя неизвестными. Ни один коллекционер в мире, какие бы ни затрачивал он усилия, не в состоянии собрать все изданные марки. Их слишком много. Предположительно, около 300 тысяч. Точная цифра вряд ли кому-нибудь известна.
Полной коллекцией всех марок мира не располагает даже большинство государств. Нет ее и во Всемирном почтовом союзе.
Выходит, лучше всего чем-то ограничить себя. Но чем конкретно? Очень увлекательно собирать марки родной страны, что доступно каждому. Хотите убедиться, как это интересно? Что ж, тогда давайте вместе совершим путешествие в историю русской и советской почты и филателии.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|