А.С. Пушкин Сочинения. В трех томах. Том первый. Государственное издательство художественной литературы. Москва 1957. 510 с.
В настоящее собрание сочинений в трех томах включены наиболее значительные художественные произведения Пушкина.
В первый том входят стихотворения и сказки, во второй том — поэмы и драматические произведения, в третий том — «Евгений Онегин» и художественная проза.
Тексты произведений печатаются, как правило, по академическому полному собранию сочинений Пушкина в шестнадцати томах, вышедшему в 1937—1949 годах, с большим приближением к современной орфографии и пунктуации и с учетом текстологических уточнений, которые были внесены десятитомным полным собранием сочинений Пушкина, выпущенным Академией наук СССР в 1949 году.
В примечаниях даны основные библиографические указания и пояснения исторического, общественно-политического, историко--литературного и биографического характера, необходимые для наиболее полного и точного понимания текста данного произведения.
Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой как своим великим национальным достоянием. Ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен, как в русской литературе XIX — первой половины XX века.
Но именно Пушкина по праву называем мы величайшим национальным поэтом русского народа, родоначальником русской классической литературы, началом всех ее начал.
Литературная деятельность Пушкина развернулась в одну из критических эпох мировой истории — период начавшейся ломки старых, веками сложившихся феодальных отношений и связанного с ними средневекового, феодально-церковного миросозерцания. Это было время войн, политических переворотов, революционных движений. В России феодальные порядки — самодержавно-крепостнический строй — держались еще крепко. Но передовые русские люди все отчетливее начинали сознавать их глубокую несправедливость, все решительнее стали выступать против них, бороться с ними. В 1790 году, за девять лет до рождения Пушкина, вышла в свет первая революционная книга — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Тринадцатилетним мальчиком Пушкин был свидетелем Отечественной войны 1812 года, великой борьбы русского народа за свою национальную свободу, честь, независимость. Отечественная война, развернувшая со всей силой мощь и героизм русского народа, явилась для лучших людей того времени источником законной национальной гордости и горячего патриотического воодушевления, сказавшихся несколько лет спустя в движении декабристов. Когда поэту было двадцать шесть лет, произошло первое в России вооруженное выступление против царизма — восстание декабристов 14 декабря 1825 года.
Пушкин принадлежал к тем лучшим людям из дворян, которые встали под знамена декабризма. Гениальная творческая одаренность Сочеталась в Пушкине с передовым, революционным в своей сущности, мировоззрением. Заря русской революции — движение декабристов — вывела за собой солнце русской литературы. Пушкин явился не только самым поэтически сильным выразителем идей и стремлений декабристов, но и наиболее ярко отразил в своем творчестве трагическое противоречие, присущее первому периоду развития русского революционного движения, периоду дворянской революционности — на народ, но без народа. Будучи человеком исключительно ясного ума, Пушкин осознал это противоречие, результатом которого явился разгром восстания декабристов, а осознав, сумел силой гениального дарования преодолеть в своем художественном творчестве страшную далекость от народа «братьев, друзей, товарищей», как называл он декабристов. Поэт сумел, как никто до него, приблизиться к народному слову, к народному духу, сумел создать произведения, которые сыграли великую роль в деле идейно-эстетического воспитания народа, произведения, которые смогли стать близкими, нужными и понятными самым широким народным массам. На этой-то почве и развернулась пушкинская поэзия действительности, пушкинский реализм; это и сделало Пушкина величайшим русским национальным поэтом.
Литературная деятельность Пушкина завершила почти полуторавековой процесс становления национальной русской литературы. В его творчестве проявились уже не те или иные отдельные элементы русской национальной специфики, как это было у его предшественников. В творчестве Пушкина наглядно раскрылись мощь и богатство русского языка, о которых с гордостью писал Ломоносов. Пушкин отобрал и закрепил из общенародного русского языка, складывавшегося на протяжении многих веков, трудами и усилиями бесчисленных поколений, все значительное и существенное, все то, что наиболее соответствовало внутренним законам его развития, носило действительно общенародный характер. Вместе с тем с помощью своего исключительного художественного мастерства Пушкин придал русскому языку небывалые дотоле лад и
гармонию.
Закрепление в своих великих творениях общенационального, всем понятного и доступного языка является одной из важнейших, имеющих величайшее культурно-историческое значение, сторон литературного дела Пушкина. Уже этого одного достаточно для того, чтобы по праву считать Пушкина национальным поэтом.
До Пушкина на художественную литературу смотрели или как
извлечение, или в лучшем случае как на нечто служебное, как
удобное средство для выражения и пропаганды тех или иных взглядов писателя. Пушкин впервые раскрыл великое самостоятельное значение художественной литературы как специфической формы отражения и познания действительности.
Поэт особенно ценил в произведениях литературы «мысль», составляющую, по его словам, «истинную жизнь» созданий художественного слова. Названия поэзии, считал оп, заслуживают не «гладкие стишки», а «глубокие чувства и поэтические мысли». Пушкин неустанно и настойчиво боролся за передовую, идейную содержательность литературы. «Не мешало бы нашил! поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится», — писал он почти в самом начале своего творческого пути. И все творчество Пушкина, пронизанное освободительными идеями своего времени, наполнено громадным общественным содержанием.
В творчестве Пушкина нашла замечательное художественное воплощение важнейшая национальная проблематика, подсказанная и обусловленная своеобразием русского исторического процесса. Сам Пушкин сознавал это своеобразие, говоря, что история России «требует другой мысли, другой формулы», чем история Западной Европы.
О поразительной верности исторического глазомера Пушкина можно судить хотя бы по тому, что из всего предшествовавшего периода становления русского народа как великой нации им были выбраны и художественно отражены именно те два события, которые и были, каждое для своего времени, центральными, наиболее значительными, наиболее чреватыми будущим: полтавская победа и восстание под предводительством Пугачева.
С таким же чутьем и разумом великого национального художника-мыслителя Пушкин поставил в своем творчестве наиболее острые и вместе с тем наиболее коренные общественно-политические вопросы его современности, продолжавшие на долгое время сохранять свое значение: проблема отношения народа и самодержавия, личности и государства, проблема оторванности, далекости от народа передовой дворянской интеллигенции, наконец проблема всех проблем, волновавшая Пушкина на протяжении всего его творчества,— проблема раскрепощения страны, вопрос земельный, крестьянский, глубоко правдивой постановкой коренных вопросов русской общественной жизни и высокохудожественной их разработкой, Пупткпн придал литературе великую просветительную силу. Он сделал литературу могучей общественной трибуной передовых идей («восславил свободу» вслед за Радищевым) и связанных с ними по-настоящему человеческих «добрых чувств». И эта передовая общественно-воспитательная роль стала одним из основных двигателей всего последующего развития художественной литературы.
Поднимая коренные вопросы русской действительности, Пушкин исключительно широко отражал различные стороны русской национальной жизни. В созданных образах: Онегина, Ленского, Троекурова, Германа были олицетворены наиболее социально существенные явления его времени. В лице многих героев своих произведений (от Татьяны Лариной до Пугачева) Пушкин дал великолепное художественное воплощение многим лучшим чертам русского национального характера.
Глубоко национальным оставался поэт и в тех своих произведениях (в его творчестве очень многочисленных), в которых он рисует яркие художественные картины жизни других народов в различные исторические эпохи. «Мирообъемлющей» широтой художественного кругозора Пушкина, его единственной в своем роде способностью «быть как у себя дома во многих и самых противоположных сферах жизни», восхищался лучший истолкователь пушкинского творчества, великий Белинский. Но, давая изумительно правдивое изображение жизни других стран и веков («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменныйгость», «Египетские ночи», «Сцены из рыцарских времен»), Пушкин глядел на них русскими глазами, чувствовал русским сердцем, судил русским судом. И на этих его произведениях лежит печать той ясности ума, того душевного здоровья, той внутренней честности и благородства, того высокого жизнеутверждающего мужества, той веры в будущее, в победу сил разума и света над силами тьмы, наконец той «лелеющей душу гуманности» (по выражению Белинского), которые являются характерными чертами всего его творчества.
Глубокому и всестороннему отражению в своем творчестве русской национальной специфики Пушкин сообщил небывалое дотоле художественное совершенство. Он впервые в русской литературе, по выражению Белинского, «дал поэзию, как художество» — и в этом смысле явился «первым поэтом художником Руси». Пушкин создал замечательную сокровищницу национального искусства слова — специфику русской стилистики, выразительных средств языка, приемов художественного обобщения, образного отражения действительности.
И тожественно воплощен Пушкиным и национально русский прекрасного, являющийся выражением демократического ха-и глубоко реалистической сущности пушкинского творчества. Обращая свои поэтические творения не к узкому кругу «знатоков» и литературных гурманов, а ко всему народу, Пушкин стремился сделать их максимально доступными, доходчивыми. Так, ой поворот в 30-х годах к художественной прозе он прямо объявил тем что «повести и романы читаются всеми и везде». Но и свои стихотворные произведения Пушкин писал так, чтобы они могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства с величайшей же непринужденностью, естественностью и высокой художественной простотой. Именно в этом и заключается тот эстетический принцип — принцип общенародной доступности и прекрасной простоты, который был завещан Пушкиным последующей русской литературе, принцип, который вполне отвечал ее демократическому духу и потому был усвоен ею в качестве руководящего, принцип, которому она и обязана своими крупнейшими достижениями.
Писатель беспримерной, единственной в своем роде гениальной одаренности, Пушкин был и великим тружеником. Критерий труда— и это еще одно свидетельство глубокой народности Пушкина — служил для него той мерой, которой определял он ценность человека. Петр I был в глазах Пушкина именно потому велик, что он «на троне вечный был работник». Сказав об Александре I в 10-й главе «Евгения Онегина» — «плешивый щеголь, враг труда», Пушкин осуждал «последним приговором» этого бес силы югопоследыша великого пращура — царя, которому, по словам поэта, он «подсвистывал до самого гроба». Весьма красноречиво и обращение Пушкина к сосланным на каторгу декабристам: «Не пропадет ваш скорбный труд». Труд, считал поэт, никогда не пропадает. Отсутствие труда делает жизнь не только ненужной, бесплодной, но и безрадостной, томительной, делает самого человека ни к чему не способным, «лишним». Именно здесь одна из причин никчемности такой незаурядной по своим качествам и возможностям натуры, как Онегин. Родоначальник всех «лишних людей» в русской классической литературе, Евгений, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов... ничем заняться не умел». Именно этим же объясняет Пушкин и неудачу, которая постигает Онегина, когда, наскучив пустой светской жизнью, он хотел было заняться сочинительством, — «труд Упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Именно упорный», постоянный труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимым условием для писателя.
Последнее обновление:
Воскресенье, 26 Февраля 2017 года.
|