В. Гласко Портальный кран. Альбом для выпиливания. Росгизместпром. 1955
Ребята, посмотрите на карту нашей родины! По всей стране: на севере и юге, в суровой тундре и в засушливой степи — идет грандиозное строительство. Вступают в строй фабрики и заводы, прокладываются стальные нити железнодорожных путей, создаются искусстве иные моря, изменяются течения рек, растают новые города. И все это—результаты труда наших советских людей.
В конце 1950 года были опубликованы решения Советского правительств новых гигантских стройках. Тысячи километров каналов должны превратить безводные пустыни и степи, напоить их, возродить к жизни. И там, где рань гулял суховей, где трескалась от жары земля, а воздух казался раскаленным зашумят леса, заколышется море золотистой пшеницы, земля покроется бел ковром хлопковых полей.
На Дону, на Волге и на Днепре встанут гигантские плотины, реки разольются морями, откроются новые судоходные пути, а по проводам понесется поток электрической энергии, чтобы вращать электромоторы, плавить металл; на фабриках и заводах, чтобы зажечь новые десятки тысяч лампочек в отдаленных колхозах нашей необъятной страны.
Волго-Донской судоходный канал уже вступил в строй. В июне 1952 гс впервые соединились воды Волги и Дона.
На стройках судоходных каналов и крупнейших гидростанций работают замечательные машины-силачи. Поглядишь кругом и увидишь: машины, машины машины!
Кажется, совсем нет людей. Но это не так: люди есть, они управляют этими послушными механизмами. Автомашины, экскаваторы, скрепер бульдозеры, подъемные краны, повинуясь воле людей, работают без устали.
Вот проносится огромный грузовик-самосвал. Он поражает своими размерами. Колеса этого грузовика выше человеческого роста, а чтобы попасть в кабину — надо подниматься по лестнице, как на паровоз. Двадцать пять тонн груза берет он на себя. Это столько, сколько смогут перевезти восемь трехтонных грузовиков. Минский автомобильный завод прислал на стройку эти замечательные а автомашины-гиганты.
А вот и прославленный электрический шагающий экскаватор, сделанный На Уралмашзаводе. Несколько железнодорожных составов потребовалось для того, чтобы перевезти с Урала это чудо советской техники. Мы можем сравнивать его размеры только с пятиэтажным домом. Ведь высота этой машины достигает 25 метров, а длина руки-стрелы—65 метров! Плавко, бесшумно и быстро работает этот гигант. Всего несколько десятков секунд требуется на то, чтобы зачерпнуть ковш грунта (а в ковше свободно помещается автомобиль «Москвич») и отбросить 20 тонн земли на 100 —120 метров. Один человек управляет этой чудесной машиной, а заменяет она труд 10000 землекопов.
Трудится там еще один помощник человека. Издали эта машина кажется огромным журавлем, который то опустит, то поднимет голову, поворачиваясь налево и вправо. Эта машина — новичок на стройках. Имя ей — портальный кран. Всего несколько лет назад появился портальный кран на причалах портов
(занялся погрузкой и разгрузкой кораблей. Но как уже повелось исстари советский человек всегда и везде первым делает то, что не делалось никем и -никогда.
И вот машине-докеру—портальному крану предложили быть строителем. С той работой он справился с честью, оказавшись незаменимым помощником арматурщиков, бетонщиков и других строителей. Само название машина получила не от слова «порт», а от системы своих ног-опор, напоминающих огромную арку-портал. Между четырьмя ногами портального крана прокладываются железнодорожные пути или подъездная дорога для автомобилей. Игрушечными коробочками кажутся автомобили рядом с портальным краном. Могучей своей рукой берет он груз целой железнодорожной платформы или груженую автомашину, и через несколько секунд — все это в воздухе. Портальный кран может и передвигаться. Под каждой его ногой имеется тележка, которая двигается по рельсам. Колеса вращаются электромоторами. Управляет портальным краном один машинист, который сидит в небольшой кабинке на высоте нескольких десятков метров на землей.
Когда вы вырастете, то, может быть, сами будете управлять подобными машинами, а сейчас вы можете построить фанерную модель портального крана.
Для этого вам потребуется совсем немного материала и еще меньше инструментов. Если у вас есть несколько кусков фанеры, столярный клей, наждачная бумага, мелкие гвоздики, шило и лобзик—то это все, что вам понадобится для работы.
На чертежах, в альбоме даны детали портального крана. Эти чертежи надо перенести на фанеру, не уменьшая и не увеличивая, и затем выпиливать по ним. Величина готовой модели со стрелой будет достигать 100—120 сантиметров высоты. Чтобы удобнее было собирать готовую модель и не искать, куда поставить ту или иную деталь, на первой странице альбома дан общий вид модели и буквами обозначены узлы машины. Если портал обозначен буквой А, то это значит, что детали А1, А2, Аз и т. д. надо собирать друг с другом и все они в собранном виде составят основание крана.
Некоторые детали начерчены и сплошным4!!, и пунктирными линиями. Это значит, что обе такие детали похожи одна на другую, но вторая деталь имеет или дополнительные отверстия, или перегородки, или короче первой. Часть отверстий (например, в деталях Г1-2, Г1-3) заштрихована. Это также означает, что обе детали одной формы и размера, но одна из них имеет только те отверстия, которые показаны сплошными линиями, а вторая — еще и заштрихованные отверстия.
Последнее обновление:
Воскресенье, 20 Сентября 2020 года.
|