Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк.—Тула: Приок. кн. изд-во, 1984.— 111 с, ил.
Книга рассказывает о деятельности А. Т. Болотова в области садово-паркового искусства, о создании знаменитого парка в городе Богородицке и его возрождении в наши дни.
В Богородицке на высоком берегу Большого пруда, напротив города, раскинулся огромный старый парк. Он носит имя своего создателя — Андрея Тимофеевича Болотова.
Кроме многих тысяч страниц воспоминаний, научных и хозяйственных статей, философских и художественных произведений, А. Т. Болотов оставил после себя и этот прекрасный парк. Известный больше как писатель, ученый-агроном и экономический просветитель, он был также выдающимся ландшафтным архитектором и теоретиком садового искусства. Его деятельность тесно связана с историей формирования русского парка.
Сотни старинных парков разбросаны по европейской России, особенно но ее центральным областям. Они привлекают нас величавой красотой вековых деревьев, манящей глубиной тенистых аллей, изящной архитектурой павильонов, беседок, мостиков. Шедеврами садового искусства по праву считаются многие парки Ленинграда и его пригородов, Москны и Подмосковья. Из них не один с «мировым именем». Еще больше парков менее известных или совсем почти неизвестных, часто забытых, затерянных вдали от туристских маршрутов. И среди них немало подлинно художественных произведении, порой еще не раскрытых. Ими мы также должны дорожить как памятниками ландшафтной архитектуры прошлого и чудесными уголками природы. Большей частью заросшие, запущенные, они ждут своих исследователей и реставраторов, способных возродить их былое великолепие.
Старое садовое искусство и поныне не утратило значения живого родника, питающего творчество мастеров ландшафта. Решая, конечно, иные задачи, которые диктуются требованиями сегодняшнего дня, они помнят о художественном наследии прошлого, снова и снова обращаются к нему.
Очень многое значат для нас старые парки!.. Немало из них хранит память о тех, кто составляет гордость нашей культуры: Яснополянский под Тулой, Спасское-Лутовиново на Орловщине, Полотняный Завод в Калужской области, Красный Рог и Овстуг на Брянщине.
Еще и тем близок нам парк, что в нашем сознании он слился с пушкинскими, тургеневскими, бунинскими героями. Когда вступаешь под его тенистые своды, они встают перед нашим мысленным взором. Кажется, вот здесь, в этой аллее, происходило объяснение Онегина и Татьяны, там, по берегу пруда шла Наталья Ласунская, когда ее встретил Рудин, а под тем дубом, сидел, предаваясь мечтам, герой тургеневского «Фауста». И самому парку сколько прекрасных строк посвятили русские писатели! Он стал одним из наиболее поэтических образов в нашей литературе.
У русского садово-паркового искусства своя интересная, богатая история, к сожалению, все еще не написанная. Как и всякое другое искусство, оно тоже по-своему реагировало на запросы времени. Едва ли не каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. Оно переживало периоды расцвета и упадка. В создании нашего старого парка участвовали многие выдающиеся люди России: крупнейшие архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие, знаменитый натуралист П. С. Паллас, литератор Н. П. Осипов, зодчий и ландшафтный архитектор Н. А. Львов. А. Т. Болотов был в числе тех, кто стремился придать садово-парковому искусству в России национальные черты. Он строил парки, исходя из особенностей русской природы, климата, используя отечественные породы деревьев и кустарников. Он выступил с призывом к созданию русского паркового стиля. В своих теоретических работах А. Т. Болотов ставил задачу дать образцы такого парка, который отвечал бы потребностям и возможностям владельцев средних русских усадеб. На протяжении целого ряда лет он с истинно просветительским энтузиазмом пропагандировал садовую культуру. Его статьи могли бы составить целую энциклопедию по вопросам паркового строительства — с такой полнотой он их осветил. Многие мысли, высказанные им при этом, по сей день не утратили своей актуальности.
Русскому парку посвящены и сотни страниц его объемистых воспоминаний, которые, по выражению их издателя М. Семеновского, «составляют одно из драгоценнейших достояний нашей исторической литературы» . Он единственный, пожалуй, из наших писателей, кто так широко и ярко отразил эту интересную сферу русской культурной жизни последних десятилетий XVIII века, подробнейшим образом рассказав о том, как создавались парки, с какой серьезностью относились в тогдашнем русском обществе к садовому искусству.
Долгое время имя А. Т. Болотова было почти забытым. В последние годы стало появляться все больше публикаций о его жизни, творчестве, научной работе. Многое для увековечивания памяти А. Т. Болотова делается общественностью Богородицка, города, где он жил и трудился двадцать лет. Собираются материалы, дополняющие его биографию, приводится в порядок созданный им парк2.
В деле изучения трудов Болотова сделаны, однако, только первые шаги. В частности все еще наперечет работы, показывающие его значение как практика и теоретика садового искусства.
Автор предлагаемой книжки, не претендуя на полноту освещения темы, ставил целью в популярной форме рассказать о деятельности Болотова — мастера-ландшафтника, представляющую одну из самых интересных страниц в истории русского парка.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|