Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт/А. М. Александров, В. Е. Аглицкий, П. В. Кованов и др.— М.: Машиностроение, 1979. 263 с.
В книге изложены теоретические основы расчета систем контейнерного трубопроводного пневмотранспорта, базирующиеся на современных методах математики, механики и вычислительной техники; описана методика конструирования различных узлов и частей транспортных пневмосистем; приведены методы инженерного расчета трубопроводного пневмотранспорта; освещены экономические аспекты использования таких систем.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией трубопроводных контейнерных пневмотранспортных систем.
В предлагаемой книге изложен и обобщен опыт работы большого коллектива научных и инженерно-технических сотрудников, занимающихся разработкой систем трубопроводного контейнерного пневмотранспорта (КПТ).
В последние годы внимание специалистов многих областей народного хозяйства привлекает использование трубопроводов для транспортирования по ним в специальных составах контейнеров различных промышленных и сельскохозяйственных грузов. Составы контейнеров оснащены автономной ходовой частью и движутся под действием перепада давлений, возникающего в потоке газа, который подается в трубопровод нагнетательной станцией, расположенной в начале магистрали. Для выполнения отдельных операций вдоль трассы трубопровода устанавливают погрузочные и разгрузочные станции, стрелочные переводы, устройства для запуска и приема составов и другие составные части КПТ. Основным принципам их работы и конструкциям, позволяющим реализовать преимущества систем КПТ, посвящен материал первых глав. Определенный интерес представляет классификация систем КПТ по большому числу признаков, а также оригинальные схемные решения и технические характеристики спроектированных в соответствии с этими решениями систем.
Исходной базой для технологического проектирования систем КПТ являются теоретические основы газодинамического расчета систем КПТ и методы решения возникающих при этом задач. Разработанные методы являются органическим соединением широко развитых методов расчета неустановившегося движения газа в магистральных трубопроводах и методов математического описания движения системы материальных тел и позволяют учестьвсе конкретные особенности реальных систем КПТ, как например, характеристики воздуходувной станции, перетоки газа через составы контейнеров, коэффициенты трения ходовой части составов, произвольный рельеф трассы трубопровода, работу линейного оборудования (устройств для сброса газа, байпасных устройств, эжекторов и др.), условия теплообмена между газом в трубе и окружающей средой. Предлагаемые теоретические положения и методы расчета являются наиболее общими из известных в настоящее время, не имеют предшествующих аналогов и поэтому полностью оригинальны. В то же время они проверены на практике и на их основе выполнено много проектных работ
В соответствии с особенностями эксплуатируемых и проектируемых систем КПТ разработаны средства автоматики и телемеханики. Основные принципы построения систем автоматики и требования к применяемым в них средствам определяются из условий обеспечения высокой надежности работы нового транспорта.
Новизна технических решений позволила достигнуть высоких экономических показателей при сравнительно небольших затратах на строительство транспортных магистралей. Укрупненные показатели капитальных вложений и эксплуатационных затрат, полученные на основе проектных данных, а также рекомендации по эффективному применению систем КПТ в различных отраслях народного хозяйства изложены в последней главе.
Предлагаемая книга послужит источником обстоятельной информации о достижениях по созданию систем контейнерного пневмотранспорта в Советском Союзе. Авторы выражают благодарность кандидату технических наук М. Ф. Бурлак и инженеру Л. Я. Тригеру за оказанную помощь в подготовке материалов к пятой и шестой главам. Миллиарды тонн грузов перевозятся ежегодно различными видами транспорта. Растет общественное производство, увеличивается грузооборот, непрерывно совершенствуются и средства перевозок. Повысились скорости транспортных средств, их грузоподъемность, прокладываются новые железнодорожные и автомобильные магистрали. На водных артериях страны курсируют многотоннажные самоходные баржи, быстроходные суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Миллионы тонн грузов доставляются авиацией. За последние 10—15 лет страна покрылась густой сетью магистральных трубопроводов, общая длина которых превосходит протяженность железных дорог. Сотни миллиардов кубометров природного газа, сотни миллионов тонн нефти и нефтепродуктов транспортируются по трубопроводам.
Дальнейший рост производства промышленной и сельскохозяйственной продукции связан с эффективным решением сложных транспортных проблем путем технического перевооружения, совершенствования существующих и создания новых видов транспорта, способных перевозить людей и грузы в различных географических и климатических условиях.
Пути совершенствования существующих видов транспорта для перевозки пассажиров и грузов, особенно на близкие и средние расстояния, в районах крупных населенных и промышленных центров и в труднодоступных районах оказываются неприемлемыми или малоэффективными. Так, уже сейчас не всегда своевременно и бесперебойно доставляются грузы в крупные городские центры из прилегающих районов, перевозятся строительные материалы из карьеров или портов на заводы и обогатительные фабрики, руда, уголь и другие полезные ископаемые.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|