Цейтлин Н. И. Подъемно-транспортные машины. Высшая Школа 1962. 192 с.
Большинству студентов ВТУЗов Советского Союза преподается общетехнический курс «Подъемно-транспортные машины»; объем лекций по этому курсу невелик — до 40 часов. Однако в программу курса входит большой и в некоторых частях сложный материал. Поэтому лекции получаются чрезвычайно насыщенными. Задача данного учебного пособия — уменьшить насыщенность лекций, перенеся часть материала на самостоятельную проработку, а также облегчить работу студентов при подготовке к сдаче экзамена или зачета. По имеющимся учебным пособиям изучение курса затруднено в силу их большого объема, не соответствующего плановому объему лекций.
Предлагаемое краткое учебное пособие знакомит студентов со схемами и расчетом основных типов подъемно-транспортных машин, их узлов и деталей. Пособие не содержит необходимого для проектирования конструктивного и нормативного материала; этот материал читатель может найти в литературе, приведенной в конце книги. Важнейшей задачей советского машиностроения является быстрое и непрерывное увеличение производительности труда. Одним из основных средств повышения производительности труда является механизация трудовых процессов, позволяющая в дальнейшем осуществить автоматизацию производства.
Среди большого числа различных средств механизации особое место занимают подъемно-транспортные машины, так как они позволяют механизировать наиболее трудоемкие процессы перемещения грузов. Эти машины нашли широкое применение в различных отраслях промышленности. При современной оснащенности заводов разнообразным подъемно-транспортным оборудованием знание их обязательно для инженера.
Курс «Подъемно-транспортные машины» отличается от курса «Детали машин» тем, что в нем изучают не отдельные детали (общие для любых машин), а машины, состоящие из тех же общих и, кроме того, из ряда специальных деталей. Таким образом, изучение подъемно-транспортных машин является следующей ступенью формирования инженера, на которой студент обучается конструированию машин.
В настоящем пособии рассмотрены подъемно-транспортные машины промышленных предприятий. Здесь различают три вида» транспорта: внешний, межцеховой и внутрицеховой.
Внешний транспорт служит для доставки на предприятие исходных материалов и для вывоза с предприятия готовой продукции. Для этой цели используют железнодорожный, водныйи автомобильный транспорты, которые в настоящей работе не рассмотрены.
Межцеховой транспорт служит для распределения исходных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции между отдельными цехами и складами предприятия.
Внутрицеховой транспорт служит для распределения полуфабрикатов между станками и агрегатами цеха.
Задачей межцехового и внутрицехового транспортов является не только перемещение (горизонтальное, вертикальное и смешанное) грузов, но и погрузка их на подъемно-транспортные машины, разгрузка, укладывание на складах и подача к рабочим органам технологических машин. На рис. 1 показана примерная схема размещения подъемно-транспортного оборудования на машиностроительном заводе. Материалы, поступающие на заводской двор по железнодорожной ветке 1, разгружают из вагонов и платформ портальным краном 2, конвейером 3 и т. д. Поворотный кран 4 перемещает грузы в литейный цех 5. Часть грузов по железнодорожной ветке попадает на платформе 7 непосредственно в механосборочный цех 6, где ее разгружают мостовым краном 8. Груз в среднем пролете цеха обслуживают также консольный кран 9, поворотный кран 10 и безрельсовые тележки 11. Поворотным краном 10 можно в некоторых случаях передавать грузы в левый пролет цеха. Технологические машины 12, установленные в левом пролете, обслуживает кран-балка 13, небольшие подъемники 14 и т. д. В правом пролете цеха установлены сборочные конвейеры 15. Из этой схемы видно, как высока насыщенность современных заводов подъемно-транспортными устройствами. Особенно велико значение подъемно-транспортных машин в автоматических станочных линиях, где четкость и ритмичность работы этих машин в значительней мере определяет нормальную работу производства, так как они связывают отдельные агрегаты и влияют не только на их ритм работы, но и на конструкцию. Для примера на рис. 2 приведена упрощенная схема автоматической станочной линии для обработки поршневых пальцев. Трубы 1 консольно-поворотным краном 2 загружают в бункер 3. В нижней части бункера имеется дозатор 4, выдающий трубы по одной на штанговый конвейер 5. Последний подает трубы к станку 6, где их разрезают на заготовки определенной длины. Металлическую стружку от станка 6 убирают червячным конвейером 7. Далее заготовки пальцев цепным элеватором 8 перегружают в бункер 9, имеющий магазин для ориентированной выдачи заготовок на конвейер 10. Цепи конвейера 10 имеют звенья специальной формы для удержания заготовок в определенном положении (см. схему цепи под схемой конвейера 10).
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|