С.Н. Канн, И. А. Свердлов Расчет самолета на прочность Машиностроение 1966 520 с.
За прошедшие годы со дня выхода в свет 4-го издания книги «Расчет самолета на прочность» (1958 г.) произошли существенные изменения в летных характеристиках самолетов, что вызвало необходимость изменений и в методике расчета их на прочность. Поэтому в настоящем, 5-м издании получили дальнейшее развитие разделы, относящиеся к нагрузкам, кинетическому нагреву конструкции самолета и определению в ней температурных напряжений, к методам анализа силовых схем стреловидных и треугольных крыльев, оперения и фюзеляжа. Значительно дополнен раздел аэроупругости, более подробно изложены расчеты установок под двигатели и узловых соединений, приведены расчеты с учетом ползучести материала при высоких температурах, а также дан раздел с изложением особенностей усталостной прочности авиационных конструкций.
При определении напряженного и деформированного состояния отдельных частей конструкции планера самолета в большинстве случаев используются вариационные методы строительной механики, являющиеся весьма общими и наглядными при силовом анализе работы конструкции. Особенно широко применяется вариационный метод, аналогом которого является известный студенту еще из курса сопротивления материалов метод сил.
При рассмотрении отдельных задач опущены промежуточные выкладки, не имеющие принципиального значения для понимания и практического использования результатов решения. Их можно воспроизвести самостоятельно, используя подробно изложенный физический анализ и основные соотношения, поясняющие работу конструкции.
В книге не приводятся решения некоторых задач, представляющих в настоящее время практический интерес, но выходящих за рамки действующей программы курса вследствие сложности применяемого при их решении математического аппарата. Библиография, указанная в книге, поможет читателю частично восполнить этот пробел.
Книга содержит необходимое количество примеров, что должно облегчить проработку теоретического материала. В каждой главе приведены вопросы и задачи, помогающие учащимся самостоятельно развивать навыки анализа силовых схем конструкции, а также расчета их элементов.
В 1964 г. ушел из жизни И. А. Свердлов, крупный советский ученый, педагогическая, практическая и научная деятельность которого сыграла большую роль в развитии науки о прочности авиационных конструкций. Настоящее издание является последним, над которым авторы работали вместе.
Приношу искреннюю благодарность А. Р. Бонину за ценные замечания, сделанные им при рецензировании рукописи, В. И. Жуле-ву за большой труд по редактированию книги и А. И. Свердлову, написавшему гл. XIV (по материалам И. А. Свердлова) и XVI и оказавшему помощь в подготовке настоящего издания. Курс «Расчет самолета на прочность» ставит своей задачей изучение внешних нагрузок, действующих на самолет, силовых схем и методов расчета отдельных частей и элементов конструкции самолета на прочность.
К самолету предъявляется ряд весьма разнообразных требований, которые по сравнению с требованиями, предъявляемыми к другим инженерным сооружениям и машинам, являются значительно более сложными. Самолет должен иметь хорошие летные данные (скорость, потолок, дальность и др.) и одновременно он должен быть достаточно прочным в эксплуатации при минимальном весе конструкции.
Внешние нагрузки, действующие на самолет, влияют на его вес и прочность. Для их определения в нашей стране проведены большие теоретические и экспериментальные исследования. Результатом этих работ являются «Нормы прочности», по которым и определяются расчетные нагрузки отдельных частей самолета и конструкции в целом.
Большие заслуги в создании «Норм прочности» принадлежат советским ученым С. Н. Шишкину, А. И. Макаревскому, А. А. Горяи-нову и др.
Крупные теоретические работы по определению нагрузок, действующих на самолет, выполнены и опубликованы Н. Н. Корчемки-ным, Б. Д. Франком, Т. А. Французом и др.
С развитием самолетостроения «Нормы прочности» непрерывно уточняются и дополняются. Это объясняется не только бурным общим подъемом науки и техники в нашей стране, но и тем, что с изменением скоростей полета самолета меняется характер действующих на него нагрузок. С ростом скорости существенное значение приобретают вопросы аэродинамического нагрева, который снижает прочностные свойства материала конструкции и создает дополнительные температурные напряжения.
С аэродинамическим нагревом связано также явление ползучести, ограничивающее срок службы тех или иных элементов конструкции.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|