Соскин А. Футбол –67. Справочник – календарь. Составлен по данным Федерации футбола СССР на 30 марта 1967 г. Пресс- Бюро Центрального стадиона имени В. И. Ленина Москва 1967 г. 80 с.
Оглядываясь назад и вспоминая, каким был наш юбиляр в дни юно-^^сти, я вижу перед глазами дорогие нашему сердцу стадионы в Замоскворечье, Сокольниках, на Красной Пресне.
...Невысокий деревянный забор вокруг... Лавочки в несколько рядов с одной стороны поля, да небольшие деревянные трибуны с другой... Две-три тысячи зрителей — наплыв! Вот какие были мерки развития футбола.
Вспоминается первое выступление сборной команды СССР. 16 ноября 1924 года она играла со сборной Турции. Матч проводился на самом вместительном стадионе Москвы, принадлежавшем Замоскворецкому клубу спорта. Находился он на Большой Калужской улице. Любители футбола брали стадион, что называется, с боем. Под напором болельщиков, желавших посмотреть дебют своей команды, шатался забор, трещали трибуны; на игру проникло около 15 тысяч зрителей. Это был рекорд!
Собственно говоря, этот матч и послужил толчком к строительству ста-циона «Динамо». Железобетонный гигант появился в Петровском парке в конце 20-х годов. Да, тогда он казался гигантом. Теперь такие арены есть во всех республиканских и многих промышленных центрах. Век деревянных стадионов в большом футболе остался лишь в воспоминаниях.
Разве изменились только стадионы? Совсем другим стало спортивное снаряжение футболистов. Увесистыми были бутсы. Наколенники с войлочными нашивками, щитки с бамбуковыми амортизирующими планками, вшитыми во внутрь, толстые шерстяные гетры, да и сам мяч, зашнурованный сыромятным ремнем — все это вызвало бы иронически-добродушную улыбку у современно^ мастера футбола.
А между тем, такого обмундирования требовала сама игра. Она была насыщена мощными отбойными ударами задних беков, таранящими действиями центрфорвардов, пушечными ударами по воротам с дальних дистанций.
Тактическая направленность определялась правилами игры. До 1925 года, чтобы не попасть в «офсайд», или как теперь принято говорить в положение «вне игры», надо было иметь перед собою трех противников при получении мяча от своего партнера. Отсюда — деление беков (защитников) на переднего и заднего. Передний бек определял линию запретной зоны. Насколько далеко от своих ворот он занимал позицию, настолько должны были отодвигаться форварды противника, чтобы не оказаться в «офсайде».
Такая тактика требовала соответствующих исполнителей. Великолепными задними беками были М. Рущинский, С. Сысоев; передними — П. Попов, В. Розенберг; центральными хавбеками — К. Блинков, А. Лепорский; форвардами — П. Канунников, Н. Троицкий, М. Денисов и др. Свои классные игроки имелись в Ленинграде, Одессе, Харькове.
Планированный дальнобойный удар с любого положения, отшлифованный до класса высшей категории, имел М. Рущинский. Он наносил его с артистической непринужденностью в координации движений и не раз вызывал горячие аплодисменты за настильные отстрелы от своих ворот в направлении ворот противника. Виртуозная работа с мячом К. Блинкова и в современном футболе могла бы быть поставлена в пример не одному молодому фу|болисту. Его манера игры была подкупающе привлекательна по мастерству исполнения,
по тактической зрелости.
В той же мере все это может быть отнесено и в адрес П. Канунни-кова — замечательного левого инсайда, умевшего прорваться через плотный оборонительный заслон, начинавшийся от позиции переднего бека.
Нет-нет, совсем не следует думать, что во времена деревянных трибун и увесистых бутс наш футбол был столь же тяжеловесным, примитивным и неумелым. Наоборот, в духе своего времени, в условиях существовавших правил, футбол был сочным и запоминающимся. Наше старшее поколение больше всего ценило тонкую и яркую игру, неповторимость талантов. И такие таланты были, и такую игру они показывали!
Каждое поколение советских футболистов, приняв эстафету от предшественников, вносило что-то новое, что-то обогащающее футбол. Год от года менялась техника. Если когда-то мяч, летящий по воздуху, игрок останавливал одним-единственным способом, приземляя его под подошву, то впоследствии футболисты в ходе игры научились останавливать мяч подъемом, бедром, грудью и даже головой, не опуская при этом его до земли.-Подсечки, подрезки мяча при передачах партнеру теперь стали обычным явлением.
Изменились и представления о физических нагрузках. Мало того, что они неизмеримо возросли. Много лет считалось, например, что самые большие нагрузки падают на полузащитников. Но теперь и защитник должен выполнять «работу» не меньшего объема, чтобы не только отбивать атаки противника, но и участвовать в атаках своей команды, да еще успевать своевременно, я подчеркиваю, своевременно возвращаться назад.
Самые большие перемены коснулись тактики игры. Ее эволюция имеет свою хронологию. Когда положение «вне игры» стало фиксироваться по двум, а не трем игрокам, надобность в переднем защитнике отпала. Вместо переднего и заднего появились правый и левый защитники. На долгие годы укоренилась система игры под названием «пять в линию», где стержневым игроком являлся центральный полузащитник.
В начале 30-х годов в Европе началась зра «дубль-ве». К нам эта новинка пришла с пятилетним опозданием. В дальнейшем стала популярной разновидность «дубль-ве» — система трех защитников. Более 20 лет эта система господствовала на футбольных полях мира, пока на шведском мировом чемпионате бразильцы не добились блистательного успеха, во многом благодаря тактической новинке с расстановкой игроков по формуле
1+4 + 2 + 4.
И по сей день такая расстановка игроков является наиболее распространенной в командах всего мира. У нее имеются варианты. Нет нужды их перечислять. Дело в общем сводится к тому, что один игрок из линии нападения отводится во вторую или даже в третью линию. В последнем случае появляется «бетон», «каттеначио» и т. п.
Все эти «замки» и «бетоны» вызвали споры об оборонительных тенденциях в футболе. Мы не будем здесь вступать в эти споры. Жонглирование цифрами к истине не приведет. Количество игроков в линии, на наш взгляд, только формально может дать повод к заключению об агрессивности или пассивности действий команды. Лучшим противовесом этой голой арифметике могут служить выступления киевского «Динамо» в прошлогоднем чемпионате страны.
Формально у киевлян было всего два нападающих. Фактически они подолгу атаковали почти всей командой. И сколько огня, темперамента, энергии вкладывали в эти атаки! Какая у них была жажда гола!
Обратный пример. Московских спартаковцев или торпедовцев, пожалуй, трудно упрекнуть в стремлении строить оборонительные валы. Они не прибегали к услугам чистильщика. И нападающих выводили на поле достаточно. Но это не делало их игру привлекательной. Уж очень вяло действовали эти команды в ряде матчей.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|