Алешин П. XIV чемпионат мира. Справочник – календарь. Издательство «Московская правда» 1990 г. 96 с.
Международная федерация футбола в целом удовлетворена подготовкой к финальному турниру XIV чемпионата мира, этому крупнейшему соревнованию — второму по масштабности после Олимпийских игр. Активное участие в подготовке принимали многие государственные, муниципальные, политические и экономические организации Италии. Среди официальных попечителей оргкомитета — известные итальянские концерны "Фиат" (автомобильный транспорт), "Оливетти" (телекоммуникации и электронная аппаратура), ИНА (страхование), авиакомпания "Алиталия" и другие.
Хотелось бы отметить, исключительный энтузиазм самых широких слоев итальянской общественности. Во всем этом мы видим залог успешного проведения финального турнира. Взаимодействие всех заинтересованных сторон, четко координируемое генеральным секретариатом ФИФА, вселяет уверенность, что предстоящий финальный турнир на Кубок мира ФИФА станет одним из наиболее интересных за всю историю.
52 матча финального турнира Кубка мира ФИФА пройдут с 8 июня по 8 июля 1990 года в 12 городах Италии. Формула розыгрыша, по решению оргкомитета ФИФА, осталась прежней, го есть аналогичной той, что применялась в Мексике.
Можно с достаточной уверенностью сказать, что финальный турнир в Италии пройдет под знаком дальнейшей интенсификации игры на основе постоянно возрастающей активности игроков средней линии. Вполне вероятно, что в этой линии произойдет изменение численного состава футболистов атакующего плана и оборонительного. Если ранее оно было 3:2 в пользу полузащитников оборонительного плана, то в Италии оно будет тем же - 3:2, но в пользу полузащитников, тяготеющих к атаке.
В полном соответствии с этой общей тенденцией изменяется и игра вратарей, все решительнее покидающих сегодня линию ворот. Фактически они становятся дополнительными защитниками и играют все более заметную роль в организации и укреплении оборонительных действий.
По ходу можно заметить и то,, что финальный матч Кубка мира, являющийся его апогеем, как правило, становится эталоном, по которому соизмеряют свою игру лучшие команды мира — сборные и клубные. . В этом - одно из неоценимых значений Кубка ФИФА.
По-прежнему большинство команд в обороне будет придерживаться игры с либеро, за исключением разве что британских, где эта тактическая концепция вследствие специфики британского футбола кажется органически неприемлемой. Здесь уместно отме тить, что еще одной непреходящей ценностью финальных турниров чемпионатов мира как раз является многообразие национальных! школ и их взаимообогащение.
Так футбол на своем примере демонстрирует всему миру творческое сотрудничество народов, их стремление к созданию более совершенного и гармоничного мира. Что такое чемпионат мира по футболу? "
На этот странный, на первый взгляд, вопрос скучный формалист ответит просто: соревнование сильнейших команд. Только этот ответ ни в малейшей степени не отразит то, что раз в четыре года приковывает к себе взоры такого числа людей на всем земном шаре, как никакое другое событие. И это не пустые слова. По данным, опубликованным в "Мондиале" — выпуске оргкомитета "Италия-90", финальный матч чемпионата мира в Мексике смотрело по телевидению больше людей в разных странах планеты, чем первую высадку человека на Луну. Специалисты утверждают, что эти данные сомнению не подлежат: численность аудитории телезрителей, оказывается, можно довольно точно вычислить по нагрузке на электросеть....
И все-таки, что же такое чемпионат?
Большая игра. И большой Праздник. И то, и другое одновременно. .
Время стирает детали. Но общие впечатления в памяти вечны. И есди сейчас я попытаюсь мысленно вызвать из прошлого первый мировой чемпионат, на котором мне посчастливилось побывать, то, оказывается, Игра и Праздник сливается в единую яркую солнечную картину. Солнечную не только потому, что тот чемпионат 1970 года проходил в жаркой Мексике. Были же там дожди, да еще какие - по-тропически неистовые, бурные, заливавшие улицы и выводившие из строя тормоза машины правдинского корпункта. А все равно, первые воспоминания при слове Мексика - солнечны. Это, конечно, от ощущения какого-то сплошного праздника, который лишь на короткое время был нарушен для нас поражением нашей команды, однако новые яркие события быстро притупили огорчение.
Мексика-70 - в первую очередь Пеле.
Ему крупно досталось четырьмя годами ранее на чемпионате мира в Англии. Там., несмотря на крепость многовековой монархии в туманном Альбионе, с королем футбола обращались на поле совсем не по-королевски, а откровенно грубо, как в толпе плебса, толкали его, били по ногам и в конце концов травмировали, и не дали ему блеснуть.
Хотел было написать, что его высокий титул даже подвергся сомнению, но понял: нет, не то! Скорее казалось, что эпоха Пеле на том и кончилась. Об этом не раз поговаривали до начала чемпионата. Но в этих разговорах не было обычного, хотя и не всегда логически объяснимого восторга, с которым кричат: "Король умер! Да здравствует король!" Нового короля, разумеется, отыскали бы, может быть, на родине того же Пеле, восславив превыше всех Жаирзиньо или Риве-лино, но как же жаль было прощаться с прежним королем.
И вдруг.
Прошу понять меня правильно. Было бы, как я считаю, нечестно полезть сейчас в старые блокноты или перелистывать пожелтевшие подшивки газет той поры — можно уточнить по ним стершиеся факты, но они не смогут восстановить чувства. А я как раз пишу о тех чувствах, которые пробудил чемпионат - 70.
Так вот, помнится, что именно вдруг мы увидели Пеле в новой роли. Он все чаще уходил в глубину своих рядов, словно прятался от жестокости соперников, но это было проявление не трусости, а мудрости опытного бойца, готового в неожиданный для противника момент начать со своего внешне скромного, но выгодного плацдарма неотразимое наступление йа ворота, вбросить в них мяч.
Словечко "вбросить" обязан объяснить. Обычные термины — "ударил по воротам", "выстрелил", "пушечно пробил" и т.п. — к описанию действий бразильцев не подходят. Возможно, у них иное, в чем-то коренным образом отличное от европейцев сложение, иная механика движений. Возможно, все проще - бразильская школа футбола научила их мягче обращаться с мячом, не лупить по нему что есть сил, а ловко, на ходу или на бегу, в любой ситуации ловить его ногой и забрасывать в ворота с той же мощью, что при "пушечном ударе", но несравненно точнее. Это тоже с тех пор засело в памяти.
Так вот, 1970-й... И мы, журналисты, вместе с командой идем в гости к Сикейросу. Пол в огромном пустом зале Полифорума еще не доделан, мы ступаем на голую металлическую платформу, она начинает медленно вращаться, и великий художник показывает нам свое новое, еще мало кем виденное творение - огромных размеров фрески на стенах этого необычного здания, расписанного рукой гениального мастера во славу человека и человечества.
Ребята, обычно беззаботные балагуры, притихли, как в храме.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|