Остановский Т. С., Митюшин Л. Д., Дмитриев И. Д. Товароведение культтоваров: Учебник для товаровед, фак. торг. вузов / Остановский Т. С., М.: Экономика, 1981. — 376 с.
В данном учебнике подробно освещаются классификация, ассортимент и критерии качества культтоваров. Все главы содержат сведения, отражающие современный уровень производства отдельных групп культтоваров, рассмотрены факторы, влияющие на формирование свойств изделий и их качество. В книге широко использованы действующие стандарты и техническая документация.
Товары культурно-бытового назначения (культтовары) предназначены для удовлетворения культурных запросов советских людей. К ним, по установившейся практике, относят радио-, фото- и музыкальные товары, бумагу, школьно-письменные и канцелярские, спортивные, охотничьи и рыболовные товары, игрушки. Непрерывно возрастающее производство этих товаров способствует обеспечению высокого уровня культурной жизни народа. Выпуск радиоприемников и радиол увеличился с 1965 по 1979 г. более чем на 70%, телевизоров — в 2,5 раза, фотоаппаратов — в 5 раз, велосипедов — в 2 раза, игрушек — в 2,5 раза и т. д.
Все увеличивающийся спрос на культтовары обусловливается повышением благосостояния советских людей, огромными масштабами жилищного строительства, наличием достаточного свободного времени для досуга, научно-техническим прогрессом и другими социально-экономическими факторами.
Товарооборот по группе культтоваров непрерывно возрастает. Так, удельный вес культтоваров в общем товарообороте увеличился с 17,3% в 1970 г. до 20,4% в 1975 г., в обороте непродовольственных товаров эти данные составили 38,6 и 43,6 % соответственно, в 1980 г. эти показатели еще более возросли.
Увеличение объема производства и рост продажи культтоваров обеспечивают достаточно высокую степень обеспеченности советских семей этими товарами.
Рост выпуска культтоваров сопровождается дальнейшим их совершенствованием, техническим усложнением. В ассортименте культтоваров появляются новые радиотехнические устройства (тюнеры, радиотехнические центры, усилительно-коммутационные устройства, автоматизированные фотоаппараты, электромузыкальные инструменты, новые виды технических игрушек и др.) в связи с чем возрастает спрос на замену — вместо морально устаревших моделей население получает более совершенные, современные.
Повышается качество культтоваров, их надежность, долговечность, улучшается внешнее оформление. Решение этих задач проводится с учетом новейших достижений науки и техники в области производства различных материалов, внедрения новых технологических процессов, конструирования моделей изделий, посвоему техническому уровню соответствующих лучшим образцам, имеющимся на мировом рынке.
Выпуском товаров культурно-бытового назначения занимаются специализированные предприятия радиопромышленности, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей народного хозяйства. Строительство новых предприятий, реконструкция старых и наращивание мощностей являются предпосылками для дальнейшего увеличения производства культтоваров.
Внимание промышленности в настоящее время обращено на разработку, подготовку и организацию производства новых, совершенных конструкций и современных моделей, с новыми потребительными свойствами, хорошей отделкой, красивой упаковкой.
Большую роль в повышении требований к качеству изделий играет аттестация на Знак качества. В настоящее время этого Знака удостоены многие виды культтоваров: охотничьи ружья, некоторые модели авторучек и беловых товаров, фотоаппараты, большая группа объективов, радиодеталей, лампы и кинескопы, приемники и телевизоры и др.
Повышению требований к качеству товаров способствуют разработка общегосударственного плана управления качеством, утверждение общесоюзных стандартов, различных методик оценки уровня качества промышленной продукции и др. Все большее признание получает комплексная оценка уровня качества. Имеются методики комплексной оценки качества музыкальных товаров, фотоаппаратов, велосипедов, игрушек и др.
Показатель надежности по мере накопления статистических данных по качеству все более распространяется на многие виды культтоваров. Так, имеются данные о наработке на отказ большинства моделей телевизоров, находящихся под систематическим наблюдением телеателье, заводские данные о надежности приемников, для многих изделий регламентированы сроки службы (долговечность), ресурс (в циклах работы или иных показателях), наработка на отказ и др. Требования по надежности содержатся во многих стандартах и технических условиях.
Большая работа проводится в стране по стандартизации культтоваров. Стандарты включают повышенные требования к качеству. Особое значение имеют прогрессивные показатели, выработанные с учетом выпуска новых изделий. Унифицируются показатели качества, вводятся единая терминология, классификация и др. Особое место в стандартах стали занимать эстетические показатели качества.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|