Попов С. А. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов/ Под ред. К. В. Фролова. — М.: Высш. шк., 1986.— 295 с: ил.
В книге изложены методы проектирования механизмов для конкретных машин и приборов различного назначения; расчеты даны с использованием аналитических и графических методов, приведена методика составления алгоритмов и применения стандартных подпрограмм вычислений на ЭВМ. Учебное пособие написано применительно к общетехнической дисциплине «Теория механизмов и машин», предусматривающей изучение общих методов исследования и проектирования механизмов и общих вопросов механики машин. При выполнении проекта студент использует знания, которые он получил при изучении теоретической части дисциплины, выполнении лабораторных работ и домашних заданий, а также предшествующих общетехнических дисциплин: физики, математики, теоретической механики, программирования и алгоритмических языков.
В отличие от традиционного выполнения проекта с использованием в основном графических методов, пособие ориентировано на применение современной вычислительной техники. Однако времени, отводимого учебными планами на самостоятельную работу студентов, недостаточно для того, чтобы каждый студент мог самостоятельно разработать алгоритм, программу вычислений параметров на ЭВМ и отладить ее. Поэтому в пособии использованы каталогизированные программы системы автоматизированных расчетов курсового проекта (САРКП). Доступ к этим материалам студент получает после изучения соответствующего теоретического материала курса, подтверждения необходимых знаний путем разработки необходимой расчетной схемы обычно в графической (иногда в аналитической) форме, выполнения минимального объема расчетов или контроля знаний с использованием технических средств обучения. Применение САРКП позволяет не только высвободить у студентов большой резерв времени, но и решать более сложные задачи: выбора оптимальных параметров механизмов и машин, получения числовых значений параметров с требуемой точностью и др.; прививает навыки использования прикладных программ вычислений на ЭВМ; способствует лучшему пониманию и усвоению материала курса. САРКП не являетсязамкнутой системой, ее можно непрерывно расширять и совершенствовать, использовать новые, более совершенные методики обучения.
САРКП разработана коллективом кафедры Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана и применяется уже в течение длительного периода времени- Сложившаяся на кафедре методика выполнения курсовых проектов обеспечивает достаточно прочные знания у будущих инженеров-механиков-
Автор с признательностью отмечает труд, который вложили в разработку данной методики проф. В. А. Гав-риленко, доценты А. А. Савелова, А. С. Мастрюкова, С. Б. Минут, 3. С. Малышева, А. К. Мусатов, Д. М. Лу-кичев, Т. А. Архангельская, Н. Е. Ремезова, Г. А. Тимофеев, И. Н. Ермакова, В. В. Каганова, В. М. Акопян, В. А. Никоноров, В. А. Суетин, Н. А. Скворцова.
Автор признателен акад. К. В. Фролову, проф. Р. В. Вирабову, проф. В. В. Гортинскому и коллективам кафедр теории механизмов и машин Московского технологического института пищевой промышленности и Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана за рекомендации, советы, критические замечания и пожелания, которые учтены при окончательной доработке книги.
Замечания и пожелания по улучшению книги просим направлять по адресу: 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14, издательство «Высшая школа». Создание современной машины требует от конструктора всестороннего анализа ее проекта. Конструкция должна удовлетворять многочисленным требованиям, которые находятся в противоречии. Например, минимальная динамическая нагруженность должна сочетаться с быстроходностью, достаточная надежность и долговечность должны обеспечиваться при минимальных габаритах и массе. Расходы на изготовление и эксплуатацию должны быть минимальными, но обеспечивающими достижение заданных параметров. Из допустимого множества решений конструктор выбирает компромиссное решение с определенным набором параметров и проводит сравнительную оценку различных вариантов. Численных показателей эффективности решения, называемых критериями качества или целевой функцией, по которым следует оценивать конструкцию, обычно бывает несколько. Выделяют главные критерии, а вспомогательные показатели используют как ограничения, накладываемые на элементы решения. В настоящее время расчеты выполняют на ЭВМ, что позволяет оценить конструкцию по многим критериям качества и найти максимум показателя эффективности.
Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) установлено пять стадий разработки документации на изделия всех отраслей промышленности: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект и разработка рабочей документации.
Выполнение этих стадий проектирования в сроки, ограниченные разумными пределами, немыслимо без внедрения методов автоматизированного проектирования машин (САПР). В этой системе очень большую роль играют логическая постановка задачи, создание и изучение математических моделей проектируемых объектов, выбор и обоснование системных моделей, проведение вычислений на ЭВМ и анализ результатов с позиции оценки достижения заданной цели.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|