Воронцов-Вельяминав Б.А. Астрономия. Учебник для средний школы. Издательство «Просвящение» Москва 1964 г.
Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает движение, строение и развитие небесных тел и их систем и применяет установленные ею законы для практических потребностей человечества. Астрономия — древнейшая из всех наук: зачатки ее существовали в Вавилоне и Египте еще несколько тысяч лет назад.
Уже первые наблюдатели неба заметили, что по Солнцу и звездам можно определять время суток. В полдень, например, Солнце занимает самое высокое за данный день положение. По изменению вида Луны (серп, полный диск и др.), по положению на небе Солнца и других светил можно определять большие промежутки времени, то есть составлять календарь. Кочевники и мореплаватели по звездам научились определять стороны горизонта.
Этим целям астрономия служит и в настоящее время. Точное время, сообщаемое по радио, астрономы определяют на основании наблюдений небесных светил. Без наблюдения небесных светил нельзя было бы составить географические карты. Астрономия совместно с другими науками подготовила условия для запуска космических кораблей и спутников, для завоевания человеком космического пространства. Таким образом, астрономия возникла и развивается на основе практических потребностей человека.
Наблюдая ежедневный восход и заход Солнца и Луны, видимое перемещение звезд относительно горизонта, люди раньше думали, что все небесные светила движутся вокруг неподвижной Земли. Мир земной и мир небесный противопоставлялись друг другу.
Прежние наивные представления о вселенной, основанные на наблюдениях людей далекого прошлого, отражены в религиозных учениях. Согласно этим учениям, мир был сотворен богом или богами и существует с тех пор в неизменном виде. Но наука о строении вселенной показала людям, что мир совсем не таков, каким онизображается в священных книгах. Оказалось, что Земля представляет собой небесное тело; как и сходные с ней небесные тела, называемые планетами, Земля обращается вокруг Солнца. Звезды — это светила, подобные Солнцу, и состоят из раскаленного газа. По размеру они гораздо больше Земли и во многих случаях значительно превосходят Солнце.
Узнав причины солнечных и лунных затмений, появления комет и других небесных явлений, люди перестали бояться их. Суеверия, основанные на незнании строения вселенной, сохраняются теперь только среди отсталых людей.
Увлекательная наука о небесных светилах рассказывает нам, что есть небесные тела, непохожие на земной шар, что не только на Земле возможна жизнь, что вселенная вечна, никогда не была сотворена и никогда не перестанет существовать. Знание основ астрономии помогает приобретать передовое научное мировоззрение.
Данные астрономии полезны для развития других наук, особенно физики, химии, геологии. Например, астрономы обнаружили на Солнце газ гелий раньше, чем на Земле; в мировом пространстве открыты физические состояния вещества, которые пока еще нельзя воспроизвести на Земле: мы еще не можем сжать газ так, чтобы он был в тысячу раз плотнее ртути, получить на длительное время температуры в несколько миллионов градусов; нам еще непонятны причины некоторых видов радиоизлучений и т. д.
Помогая другим наукам, астрономия в свою очередь использует их достижения. Физики помогают астрономам разрабатывать новыеметоды наблюдения небесных тел: фотография, спектральный анализ, радиотелескопы стали мощными средствами исследования вселенной; математики вооружают астрономов новым математическим аппаратом, без которого в современной астрономии не обойтись.
Астрономы могут помочь историкам установить, когда произошли некоторые события древности. Например, в Малой Азии во время одного сражения (между мидянами и лидийцами) произошло редкое событие — затмение Солнца. Астрономы рассчитали, что затмение было 28 мая 585 г. до н. э. Так была установлена дата этого исторического события.
Многие небесные явления нельзя подметить сразу, они выясняются лишь при сравнении наблюдений, произведенных в разное время. До недавнего времени астрономия была чисто наблюдательной наукой: все выводы она делала только на основании наблюдений, так как небесные светила были недосягаемы. Запуски космических ракет, создание искусственных спутников и планет, полеты человека в космос — все это открывает новые возможности для изучения мирового пространства.
Без непосредственного знакомства с небесными явлениями, без наб иодений изучение астрономии остается книжным и мерт- вым, а представления — нечеткими и некрепкими.
Общие сведения о вселенной
Прежде чем приступить к изучению основ астрономии, составим общее представление об окружающей нас вселенной.
Зашло Солнце, оставив на небе багряную зарю. Это солнечные лучи из-под горизонта освещают воздух над Землей, высокие слои земной атмосферы. Постепенно все вокруг темнеет, наступает ночь.
В безлунную ночь на безоблачном небе сверкает множество звезд. Наблюдая за их положением, можно заметить, что звездное небо медленно вращается как одно целое, причем большинство звезд восходит и заходит подобно Солнцу и Луне. Восход и заход всех светил, видимое вращение звездного неба — это отражение вращения Земли вокруг своей оси с периодом в 24 часа. Но мы не чувствуем этого вращения, и нам кажется, что вращается вселенная, а мы неподвижны.
Кроме звезд, не меняющих своего взаимного расположения на небе и образующих случайные сочетания — созвездия, невооруженным глазом видно 5 ярких светил, которые изо дня в день медленно перемещаются среди звезд, как бы блуждают среди них (рис. 1). Древние греки назвали их поэтому планетами (от слова «планетес» — блуждающие). Пути, по которым они перемещаются среди звезд, петлеобразны (рис. 18), так как планета и наблюдатель вместе с Землей обращаются вокруг Солнца с разными скоростями и периодами.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|