Техническое творчество. Пособие для руководителей технических кружков. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1956 528с.
XX съезд Коммунистической партии Со ветского Союза начертал величественную программу дальнейшей борьбы за построение коммунистического общества в нашей стране.
Главные задачи шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, определенные Директивами XX съезда КПСС, состоят в том, чтобы на базе преимущественного развития тяжелой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйственного производства и на этой основе добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа.
В стране получит дальнейшее развитие электрификация, комплексная механизация, будет широко использована атомная энергия в мирных целях.
Внедрение новейшего высокопроизводительного оборудования и передовой технологии, появление новых совершенных машин, механизмов и автоматических устройств порождает необходимость повышения культурного уровня членов общества. Советская действительность требует, чтобы каждый человек был высококвалифицированным, обладал большой культурой труда, широким политехническим кругозором. Этому содействует осуществление политехнического обучения в общеобразовательной школе. Ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства позволит каждому оканчивающему школу овладеть элементами трудовой культуры иподготовить себя к будущей практической деятельности.
Политехническое обучение осуществляется прежде всего в процессе преподавания основ наук в школе. Но особенно большие возможности для расширения политехнического кругозора школьников и подготовки их к практической деятельности открывает внеклассная и внешкольная работа.
В многочисленных технических кружках, которые организуются на основе широкой самодеятельности учащихся, с учетом их интересов и склонностей, углубляются теоретические знания пионеров и школьников, совершенствуются их умения и навыки.
Работа технических кружков тесно связана с работой пионерской организации, которая должна уделять серьезное внимание трудовому воспитанию школьников.
В целях поощрения пионеров, занимающихся техническим творчеством, ЦК ВЛКСМ утвердил нагрудный значок «Юный техник». Этот значок присуждается советом пионерской дружины тем пионерам, которые успевают, активно участвуют в работе технического кружка в школе или внешкольном учреждении по радиофикации школы, детского дома, колхоза. Значок вручается пионерам, которые изготовили прибор или учебное наглядное пособие, построили модель машины или механизма, изучили устройство одной из машин: автомобиля, мотоцикла, трактора, комбайна, сеялки, станка, электродвигателя, киноаппарата.
Об огромном интересе пионеров и школьников нашей страны к науке и технике, к мастерству свидетельствует развитие детского технического творчества.
Творчество юных техников разнообразно. Своими умелыми руками они создают наглядные пособия и приборы, увлекательные действующие модели и макеты, аппаратуру по автоматике и телемеханике.
Изучая в технических кружках принцип действия настоящей машины, а затем конструируя и изготовляя ее модель, юные техники тесно связывают законы, изучаемые в школе по основам наук, с общественно-полезным трудом, приобретают трудовые навыки в обращении с приборами и станками и постепенно овладевают техникой современного производства.
Уже первые маленькие несложные модели юных техников часто приобретают общественно-полезную значимость. Электрический моторчик служит пособием на уроке физики, простейший детекторный приемник устанавливается в избе колхозника. По мере того как кружковец накапливает технические знания и навыки, конструкции его моделей усложняются, возрастает и их общественно-полезное значение. Юные любители техники оборудуют физические кабинеты сложными самодельными приборами, сооружают ветроэлектростанции, радиофицируют школы, дома колхозников. Так своими маленькими делами пионеры и школьники участвуют в общем труде всего народа.
Работа в техническом кружке часто предопределяет и выбор профессии. «Мой путь в радио начался в колхозе, где я впервые почувствовал результат своего труда. Кто бы мог подумать, что первый, совсем простой детекторный приемник определит в будущем мою профессию!»
Автор этого письма вместе со своими товарищами, юными радиолюбителями столицы, участвовал в 1947 году в изготовлении детекторных приемников, которые были установлены в двух колхозах Московской области. Этим замечательным общественно-полезным трудом школьники внесли свой посильный вклад в радиофикацию нашей страны.
Почин москвичей был подхвачен многими юными радиолюбителями Союза. Тысячи приемников заговорили в домах колхозников, многие сельские районы были полностью радиофицированы. Широкое развитие получает школьная радиофикация.
В Москве, Киеве, Харькове, Баку, Тбилиси, Владивостоке и других городах работает много школьных радиоузлов. Школьное радиовещание способствует расширению знаний учащихся по физике, вовлекает ихв интересные и полезные творческие дела, дисциплинирует и организует пионеров и школьников, помогает советской школе решать задачу политехнического обучения.
Выполнение школьниками подобных общественно-полезных дел является важным содержанием работы технических кружков.
В письме, полученном из Дубровинской школы Новосибирской области, говорится:
«Утром, как обычно, первыми явились в школу дежурные по детской электростанции «Комсомолец». Ребята умело запустили движок, включили ток в школьную электросеть, проверили, обеспечен ли питанием самодельный школьный радиоузел, и, убедившись, что электростанция работает нормально, направились в классы».
Юные техники этой школы сами построили школьную электростанцию, выполнили электромонтажные работы, собрали и оборудовали школьный радиоузел. Электрификация школы позволила развернуть увлекательную работу в школьных технических кружках, где юные техники изготовили много наглядных пособий и приборов.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|