Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1. Государственное издательство физико – математической литературы Москва 1959 г. 224 с.
Книга написана известным популяризатором и педагогом и содержит «парадоксы, головоломки, задачи, опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики». Книга по характеру изложения и по объему знаний, предполагаемых у читателя, рассчитана на учащихся средней школы и на лиц, занимающихся самообразованием в таком же объеме.
Предлагаемое издание «Занимательной физики» Я. И. Перельмана является шестнадцатым. Последнее издание было выпущено десять лет назад и давно распродано.
Своим успехом книга обязана редкому таланту автора, сумевшему подметить и отобрать из жизни обыденнные и привычные факты и явления, одновременно глубокие по своему физическому смыслу. Доступная форма и занимательный характер изложения создали книге широкую популярность и интерес среди читателей.
Создавая книгу, автор очень четко определил ее задачи и целевую установку. Рассказывая о давно известных, устоявшихся понятиях и законах, автор обращается к основам, на которых покоится современная физика, старается приучить читателя «мыслить в духе физической науки». С этих позиций нетрудно понять, почему в книге не уделено места новейшим достижениям радиоэлектроники, атомной физики и другим современным проблемам.
Написанная почти полвека назад, книга постоянно изменялась и дополнялась автором вплоть до тринадцатого издания (1936 г.). Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.), подготовленные к печати уже без автора, вышли под редакцией проф. |А. Б. Млодзеевского|. В подготовке настоящего издания принял участие доц. В. А. Угаров.
Вновь переиздавая «Занимательную физику», издательство не ставило своей целью коренную переработку текста уже зарекомендовавшей себя книги. При редактировании в авторском тексте лишь заменены устаревшие цифры и положения, изъяты не оправдавшие себя проекты, обновлена и исправлена часть рисунков, сделаны отдельные дополнения в тексте и примечания. В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему «узнать то, что он знает», т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений - из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.
Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.
Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в «Занимательной физике» весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель «Занимательной физики» — возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: «Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных,наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя,— напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно» х).
Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.
«Занимательная физика» «родилась» четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.
В настоящий момент общее число напечатанных экземпляров двухтомной «Занимательной физики» на русском языке приближается к 200 000. Так как большая часть тиража размещена в библиотеках, где каждый экземпляр проходит десятки рук, то читателей книги надо исчислять, вероятно, миллионами. «Занимательной физике» посчастливилось проникнуть — как свидетельствуют письма читателей — в самые глухие уголки Союза.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|