Лобанов М. М. Развитие советской радиолокационной техники.—М.: Воениздат, 1982.-239 с, ил. 8 л.
Работая над историей возникновения и развития советской радиолокационной техники, автор не ставил перед собой задачи изложить научно-технические основы радиолокации, ее теорию. Эти основы и их развитие по мере расширения области применения радиолокационной техники (РЛТ) и усложнения ее задач в советской и зарубежной научно-технической литературе описаны достаточно полно и глубоко.
Автор поставил перед собой иную цель — показать радиолокацию в практическом аспекте ее развития. Для этого автор считал необходимым:
рассказать читателям, что дала радиолокация нашим Вооруженным Силам, поскольку она возникла и начала свое развитие исходя из военных потребностей;
ознакомить читателей с людьми, которые были пионерами радиолокации, создавшими первые и последующие образцы радиолокационной техники;
показать независимость возникновения советской радиолокации от зарубежной, ее собственные пути развития;
показать организующую роль партии, ее ЦК и правительства в развитии радиолокации.
Видеть и освещать развитие радиолокационной техники таким, каким оно сложилось в действительности, являлось непреложным условием автора.
В разделе о послевоенной радиолокационной технике рассказывается о некоторых типах станций, которые были созданы до периода внедрения радиолокации в ракетную технику и начала разработок сложнейших радиолокационных комплексов. Описанные РЛС, вследствие бурного научно-технического прогресса, стали ныне уже достоянием истории, Наряду с информацией, собранной из официальных источников, о книге нашли отражение сведения, полученные от самих исследователей, конструкторов и разработчиков первых систем радиообнаружения и радиолокационных станций.
Автор выражает глубокую благодарность генералам, адмиралам и офицерам, помогавшим своими полезными советами при подготовке рукописи к печати. Первая мировая война, принявшая затяжной позиционный характер, породила две новые грозные наступательные силы: танки, как могущественную ударную силу прорыва обороны врага, и авиацию, как средство разведки фронтового тыла за труднопреодолимой оборонительной полосой противника.
Прошло более 20 лет. Пришедший к власти в Италии и Германии фашизм, вынашивая реваншистские планы, поставил на очередь развязывание новой мировой войны. В том же направлении развивалась и внешняя политика империалистической Японии. Готовилась большая война, которая должна была вовлечь не только вооруженные силы воюющих сторон, но и народы этих государств с их военно-промышленной экономикой. Для оказания сопротивления врагу и достижения над ним победы война требовала мобилизации всех ресурсов каждой страны: промышленности, сельского хозяйства, всех видов транспорта, средств связи и др. Подрыв экономики враждебных государств, как основы военно-экономического потенциала, был первоочередной задачей стратегии воюющих сторон.
В решении этой проблемы в период от первой мировой войны и до появления ракетной техники основную роль должна была выполнять бомбардировочная авиация, действовавшая внезапно, массированно и на большую глубину. Борьба с этой грозной силой для каждой воюющей страны имела важнейшее государственное значение.
Коммунистическая партия и Советское правительство возложили защиту важнейших объектов нашего государства на Войска ПВО и делали все необходимое, чтобы они были на уровне предъявляемых к ним требований и могли успешно выполнить возложенные на них задачи. В 30-е годы войска ПВО опирались на истребительную авиацию, зенитную артиллерию и зенитные пулеметы. Однако, какими бы совершенными ни были эти средства и как бы ни высока была боевая подготовка летчиков-истребителей и артиллеристов-зенитчиков, ПВО не могла иметь успеха без хорошо организованной службы воздушной разведки и наблюдения.
Поскольку нападение с воздуха могло совершаться в любое время суток, то и средства воздушной разведки должны были непрерывно днем и ночью вести наблюдение за небом, обнаруживать самолеты врага и следить
за ними.
После первой мировой войны средствами разведки и наблюдения в нашей армии и армиях капиталистических стран были прежде всего оптические приборы: бинокли для наблюдателей постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (служба ВНОС), оптические визиры и дальномеры для зенитной артиллерии. Обладая высокой точностью определения угловых координат местоположения самолетов, эти приборы имели существенные недостатки: ими нельзя было пользоваться ночью и при неблагоприятных метеорологических условиях (в туман, дождь, снегопад, облачность), трудно обнаруживать самолеты из-за ограниченного поля зрения. Кроме того, оптические дальномеры обладали невысокой точностью измерения расстояний до самолета. Поэтому в дополнение к оптическим приборам возникла идея применения для обнаружения самолетов звукоулавливателей, а для освещения — зенитных прожекторов. Освещенный самолет мог быть атакован истребителем-перехватчиком или обстрелян огнем зенитной артиллерии и зенитных пулеметов.
Казалось, что комплексное применение оптических и акустических средств решало надежное обнаружение самолетов противника в любое время суток и в любых погодных условиях. Однако это продолжалось сравнительно короткое время. С увеличением потолка, скорости и радиуса действия авиации возможности оптических и акустических приборов и зенитных прожекторов стали недостаточными. Необходимо было изыскивать принципиально новые технические средства оснащения службы воздушного наблюдения, оповещения и связи(ВНОС).
В предвидении развития авиации но заданию НТКВоенно-технического управления РККА (ВТУ РККА) в 1929 г. начали проводиться исследования возможностей обнаружения самолетов по улавливанию теплового излучения двигателей.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|