Колесникова А. А. и др. Геленджик (Изд. 3-е, доп.). Краснодар, Кн. изд-во, 1972. 97 с. с илл. Перед загл. авт.: А. А. Колесникова, В. В. Козицын, Д. Е. Щеглов.
Геленджик — одна из старейших здравниц нашей страны. О климатических условиях, благотворном влиянии на здоровье отдыхающих целебного южного солнца, моря, о прекрасных санаториях, домах отдыха и пионерских лагерях рассказывается в этой книге. Читатели познакомятся с краткой историей возникновения города и курорта на берегах красивой бухты, развитием курорта за годы Советской власти, получат представление об экскурсионных маршрутах по городу и его окрестностям.
Геленджикская бухта с глубокой древности привлекала внимание человека. Ее берега в те далекие времена были покрыты могучим лиственным лесом — в низких местах росли громадные ивы, черная ольха, осокори, самшит, ясени, с них свисали гирлянды дикого винограда и ломоноса; на возвышенных местах преобладали дуб, граб, шумели рощи бокаута; склоны Маркотхского хребта покрывали вечнозеленые можжевель-ники, высокие кедры. Местами эти деревья подступали к морю, смешиваясь с лиственными. По восточной низменности в бухту вливался бурный ручей, образуя на низком берегу широкий песчаный плес; с западной стороны, прорезая межгорную долину, впадала река. Теплая вода мелководной бухты изобиловала рыбой, на илистом грунте дна лепились колонии устриц и мидий. Через узкий пролив из открытого моря в залив заходили косяки дельфинов и — ныне исчезнувших — тюленей; берега оглашались гомоном водоплавающей птицы.
Юго-восточный берег бухты был пологим, возвышенным. На этом месте, в зарослях пицундской сосны, около семи тысяч лет назад поселился человек. Здесь на месте древней стоянки найдены кремневый наконечник стрелы, ножевидные пластинки, скребки.
Спустя почти две тысячи лет человек заселил весь берег бухты и ее окрестности. На северной ее стороне при раскопках вскрыты круглые, обмазанные глиной ямы, в них зола, угли, черепки, кости диких и домашних животных. Найдены отбойники, точила, кремневая пилочка, каменная мотыга, рыболовецкий поплавок из пемзы. Человек в то время занимался земледелием, охотой, рыбной ловлей, животноводством.
Разными сказками овеяны обомшелые каменные сооружения — дольмены, которые построили здесь люди, жившие в эпоху меди и бронзы. Они встречаются на вершинах гор, в долинах рек и напоминают собой хаты, сложенные из больших плит песчаника весом от 300 до 800 пудов каждая. В нижней части передней стены расположено отверстие диаметром до 45 сантиметров. Дольмены служили для захоронения в них родовой знати. Отверстие после совершения ритуальных обрядов закрывалось грибовидной каменной пробкой. Затем способ захоронения изменился, стали появляться большие гробницы, сложенные из легких каменных плит с насыпанными на них курганами. Такие памят-
ники находятся на Толстом мысу и далее, на прибрежной полосе вплоть до села Дивноморско-го. Относятся они к VIII и VI векам до н. э. и характеризуют собой закат эпохи бронзы, начало железного века. В них найдены наконечники копий из бронзы и железа, кривые железные ножи, боевые топорики, бронзовые украшения, глиняные пряслица. У людей, оставивших эти памятники, было развито животноводство, земледелие, ремесла. С ними вели торговлю древние греки. На своих гребных судах — галерах — они заходили в Геленджикскую бухту, доставляя сюда глиняную посуду, ткани, вина. Этот период связан с разложением родового строя.
В VI веке до н. э. на берегу Геленджикской бухты греки основали небольшую торговую коло¬нию — город Торик, о существовании которого впервые упоминает греческий географ Скилак Кариандский. Эта колония располагалась на низкой береговой террасе, в северной стороне бухты.
Торик лежал на оживленном морском торговом пути, о чем свидетельствуют пантикапейские и боспорские монеты, фрагменты древнегреческих сосудов, найденные на берегу бухты. В 63 году до н.э. Торик становится римским городом Пагры. В ок¬рестностях города обнаружены мечи, римские и боспорские монеты, относящиеся к этому периоду.
Около 370 года гунны опустошили и разрушили города Причерноморья. Позже на восточных бере гах Черного моря появляются византийцы. Одновременно сюда проникают славяне и расселяются среди местных племен.
В конце X века на территории Таманского полуострова возникло русское феодальное Тмутараканское княжество, ставшее частью Киевской Руси. Оно просуществовало до татаромонгольского нашествия. Орды Чингисхана испепелили Тмутаракань и города Черноморского побережья Кавказа. На берегу Геленджикской бухты погибла цветущая колония византийцев. До сих пор жители находят в своих огородах плоские стрелы монголо-татарского происхождения со сквозными вырезами по оси.
В конце XV столетия Черноморское побережье Кавказа захватывают турки. Крупное торговое село на берегу Геленджикской бухты становится местом вывоза турками невольниц — молодых красивых девушек-горянок для гаремов. С этого времени оно получает тюркское название «Геленджик», что по-русски означает «белая невесточка». Помимо невольниц, отсюда вывозили рабов на Трапезундские рудники, а также лес и шкуры животных. Горцы, населявшие побережье, попали в зависимость к туркам и к их вассалу — крымским татарам. Владычество турок на Черноморском побережье Кавказа длилось триста лет. Это были самые мрачные времена в истории горских племен — адыгов.
В сентябре 1829 года был подписан Адриано-польский договор, по которому Турция отказалась от притязаний на восточное побережье Черного моря, от устья реки Кубани до Батуми. Война с Турцией прекратилась, но адыгейские феодалы, подстрекаемые турками и английской агентурой, отказались подчиниться России. Оружие и боеприпасы горцы стали получать от Турции и Англии. Для того чтобы прекратить всякие сношения между турками и адыгейскими феодалами, Россия строит ряд укреплений вдоль побережья Черного моря. Первое из них было возведено в августе 1831 года на берегу Геленджикской бухты.
Бухта имела в то время важное стратегическое значение. Она служила базой русского флота на Черном море. Отсюда военные суда контролировали береговую зону до Гагры.
Всего на побережье было построено 19 укреплений. Ближайшие укрепления на юго-востоке от Геленджикского — Ново-Троицкое — в устье реки Пшады и Михайловское — в устье реки Вулана. Оба эти укрепления были построены в 1837 году генералом Вельяминовым. Михайловское укрепление, расположенное на холме, прикрывало собой древнюю Вуланскую бухту. Северо-западнее от Геленджикского укрепления, в устье реки Накопсе, в 1836 году возник форт Александрийский, переименованный впоследствии в укрепление Кабардинское.
В те времена на Кавказ высылали политически неблагонадежных и разжалованных офицеров. Декабрист Александр Бестужев-Марлинский, сосланный в Якутск в апреле 1829 года, по указу царя был зачислен рядовым в Кавказскую армию. В 1834 и 1836 годах он побывал в Геленджикском укреплении. Писатель и публицист, человек передовой мысли, друг казненного Рылеева, в стенах этой крепости испытал на себе месть русского самодержавия. 7 июня 1837 года он погиб при взятии русскими войсками мыса Адлер.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|