Войленко Е. И., Гейхман В. Л., Крапивин О. М. Трудовые права преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. М., «Юрид. лит.», 1974. 256 с.
В книге рассматриваются правовые вопросы, касающиеся труда преподавателей высших и средних специальных учебных заведений: установления и прекращения трудовых правоотношений, повышения квалификации, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, трудовой дисциплины и т. п. Книга рассчитана на работников министерств и ведомств, контрольно-ревизионных органов, юридических служб, отделов кадров, профсоюзный актив, а также преподавателей учебных заведений.
Подготовка специалистов высшей и средней квалификации— важная государственная задача. Высшее и среднее специальное образование является быстро развивающейся отраслью народного хозяйства. В настоящее время подготовка специалистов осуществляется более чем в 800 вузах и 4000 средних специальных учебных заведениях, где работают свыше миллиона преподавателей и научных работников.
Именно им предстоит подготовить за текущее пятилетие примерно 9 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, причем особое внимание должно быть уделено подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, для быстро развивающихся отраслей производства и сферы обслуживания
1.Работники высшей и средней специальной школы обязаны организовать подготовку специалистов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, повышать качество их подготовки и улучшать идейно-воспитательную работу среди учащихся и студентов. «Программы и методы обучения в школах, техникумах, вузах,-—сказал на XXIV съезде КПСС тов. А. Н. Косыгин,— должны уже сейчас все больше учитывать перспективы развития науки и техники»
2.О необходимости дальнейшего совершенствования обучения и воспитания специалистов с учетом задач современного этапа- коммунистического строительстваговорится также в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране»1, свидетельствующем о том, что партия и правительство неустанно заботятся о подготовке кадров квалифицированных специалистов для народного хозяйства страны.
, Новым проявлением этой заботы явились решения шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва. Рассматривая вопросы о состоянии народного образования и мерах по его дальнейшему совершенствованию, высший орган государственной власти нашей страны признал необходимым обеспечить повышение уровня теоретических и профессиональных знаний выпускников высших и средних специальных учебных заведений, а также расширение подготовки кадров по новым и перспективным направлениям науки и техники, считая важнейшей государственной задачей осуществление мер, направленных на дальнейшее совершенствование всех видов образования и улучшение качества подготовки специалистов.
«Особая роль в развитии народного образования, — говорится в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г., — принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на высоком сознании профессиональной и общественной, ответственности за надлежащее качество обучения и коммунистическое воспитание молодого поколения»
2.В связи с этим принятые Основы возлагают на местные государственные органы, министерства и ведомства обязанность обеспечивать педагогическим работникам необходимые условия для успешной работы и систематического повышения квалификации, предоставлять им установленные законом льготы и преимущества, заботиться о поддержании авторитета педагогических работников, правильном использовании их труда и рабочего времени, не допуская отвлечения этих лиц от исполнения прямых обязанностей.
Для правильной организации труда преподавателей высших и средних специальных учебных заведений большое значение имеет знание и правильное применение действующего трудового законодательства.
С 1 января 1971 г вступили в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде1, которые явились итогом одного из значительных этапов работы по совершенствованию советского законодательства. С учетом накопленного опыта они закрепили основные, наиболее типичные нормы в области правового регулирования труда рабочих и служащих.
В соответствии с Основами утверждены новые кодексы законов о труде во всех союзных республиках2. Принятие их имеет важное значение для дальнейшего укрепления законности в сфере трудовых отношений.
Основы законодательства о труде и кодексы законов о труде союзных республик не исключают, а, наоборот, исходя из принципа отраслевой дифференциации, предполагают необходимость существования и дальнейшего развития правовых норм, учитывающих особенности условий труда педагогических работников.
Повышенная ответственность и специфичность труда преподавателей высшей и средней специальной школы обусловили возникновение таких специальных правовых норм, которые регулируют многие стороны их трудовых отношений с соответствующими учебными заведениями. Эти специальные правовые нормы применяются к преподавателям вузов, техникумов (училищ) одновременно с общими нормами советского трудового права.
Предлагаемая книга посвящена изложению основных вопросов правового регулирования труда преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, их подготовки и. повышения квалификации.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|