Глазков Ю. Н., Хачатурьянц Л. С., Хрунов Е. В. На орбите вне корабля. М., «Знание», 1977. 176 с.
После первых космических полетов по программе «Восток» в нашей стране началась подготовка к проведению одной из наиболее важных операций: выходу человека из корабля в открытое космическое пространство. Большой круг задач, решаемых в открытом космосе, специфичность действующих факторов и условий работы внесли свои коррективы в систему подготовки космонавтов. В этой книге рассматриваются проблемы деятельности космонавта вне герметичных отсеков корабля (станции), приводится описание технических средств, обеспечивающих работу в открытом космосе. Авторами книги выступают космонавты-инженеры и врач.
18 марта 1965 года в соответствии с программой космических исследований в Советском Союзе был сделан новый шаг в освоении космического пространства. Летчик-космонавт Алексей Леонов первым смело шагнул в открытый космос.
«Зачем? Еще не совсем успели освоиться с космосом и уже выход!»
Прошли годы. Космонавты и астронавты много раз выходили в открытое космическое пространство, работали в нем по программе «Восход», «Джемини», «Союз» и «Аполлон». На вопрос — «Зачем?» ответила практика.
14 мая 1973 г. на круговую околоземную орбиту была запущена долговременная орбитальная станция «Скай-лэб». На станции должны были работать три экипажа. Израсходованы сотни миллионов долларов, вложен огромный труд больших коллективов ученых, инженеров, рабочих. И вот... При выводе «Скайлэба» на орбиту разрушена метеоритная и тепловая защита станции. Заклиненная осколком метеоритного экрана, не раскрылась одна из солнечных батарей. Температура внутри станции повышается, прогнозируется нехватка энергии. Запуск первого экипажа задерживается. Что делать? Использовать возможности человека. Надо лететь к станции, осмотреть, отремонтировать.
И на высоте около 400 км астронавты неоднократно выходили в открытый космос, провели ремонтные работы. Была освобождена и раскрыта солнечная батарея. Вместо разрушенной тепловой защиты смонтирован доставленный с Земли экран. Работоспособность станции была восстановлена. Научную программу исследований спас человек, с инструментом в руках вышедший в космическое пространство.
Итак, ответ дан практикой. Возникает другой вопрос. На космическом объекте авария, которая связана с нарушением функционирования его внешних систем. Может ли человек, находясь в относительно безопасной обстановке кабины космического корабля, направить для ее ликвидации специальные автоматы? Может. С одной лишь оговоркой, если он будет знать еще до запуска, что откажет именно эта деталь, именно этот процесс потребует вмешательства. Но это маловероятно. Экипаж космического корабля «Аполлон-13» тренировали к ликвидации большого количества отказов, а в полете случилось неожиданное.
Как и что может сделать космонавт, покидая корабль на орбите, результаты его труда, изменение основных психофизиологических функций — этим проблемам и посвящена наша книга.
В первом разделе, рассматривая задачи выхода человека в открытое космическое пространство и комплекс работ, которые он должен выполнять вне корабля, мы расскажем об основных способах выхода из корабля на орбите, о технической базе их реализации.
Космическое пространство создает ряд условий, противодействующих выходу космонавта, поэтому во втором разделе книги раскрываются особенности функционирования человека в открытом космосе. Мы выделяем два комплекса действующих факторов. Это физические факторы окружающей среды и факторы, связанные с ее влиянием на психическое состояние человека.
В следующих разделах книги рассматривается деятельность человека в открытом космическом пространстве и программа перехода двух членов экипажа из корабля в корабль в полете. В первом случае подробно изложены результаты изучения психофизиологических, эмоциональных и биомеханических особенностей деятельности экипажа, во втором — дан субъективный отчет и результаты инженерно-психологического анализа.
В заключение рассказывается об экспериментальных исследованиях перспективных средств и принципов передвижения в открытом космическом пространстве.
Читатель увидит, что авторы, иллюстрируя ту или иную мысль, зачастую приводят примеры из зарубежной техники. И это не случайно, поскольку, как нам казалось, образцы зарубежных космических кораблей и их бортовые системы меньше известны читателю, чем советская космическая техника.
Судьба книги, естественно, волнует авторов. И мы не хотели превратить нашу книгу в летопись совершения человеком еще одного шага в известное, но враждебное ему, безопорное и практически безориентирное открытое космическое пространство. Мы анализируем, делаем выводы, предлагаем. Опыт пилотируемых космических полетов в СССР и США убедительно доказывает, что человек на борту пилотируемого космического корабля (ПКК) или пилотируемой орбитальной станции (ПОС) является одним из основных элементов, обеспечивающих эффективное выполнение программы полета. Необходимые технические средства, высокая профессиональная подготовка и широкие возможности по управлению системами космического корабля позволяют космонавту активно влиять на ход полета.
Например, во время полета ПКК «Меркурий МА-9» произошел отказ в автоматическом устройстве, определяющем последовательность команд при сходе с орбиты. Наземным службам и астронавту с помощью ручного управления удалось осуществить сход с орбиты. Это не единичный случай. Происходили отказы в бортовом оборудовании и других ПКК. Благодаря активным действиям экипажа были благополучно завершены полеты ПКК «Восход-2», «Джемини-8», «Аполлон-13».
Для успешного выполнения намеченной программы в некоторых полетах был необходим выход человека в открытый космос. Например, чтобы устранить неисправности в стыковочном механизме транспортного корабля «Аполлон» первой экспедиции ПОС «Скайлэб», потребовалась разгерметизация корабля и работа в скафандрах. Ремонтные операции были проведены, и стыковка увенчалась успехом. Аварийное состояние ПОС «Скайлэб» после выведения на орбиту было ликвидировано также благодаря действиям экипажей в открытом космосе.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|