Руколь Х.С. Фотокружок в школе. Учпедгиз, Москва,1954 г. 88с.
Фотография как могучее средство агитации и пропаганды, как метод научного исследования завоевала себе прочное место в нашей жизни.
Советские учёные и конструкторы всемерно развивают фотографическую науку и технику, создавая новую аппаратуру, новые фотоматериалы, рационализируя фотопроцессы.
Такие отрасли промышленности, как кино и полиграфическая, широко используют достижения советской фототехники.
Фотографический метод исследования во всём его многообразии применяется в физике, астрономии, медицине, химии, авиации и многих других областях науки и техники. Ни одна экспедиция не обходится без соответствующего фотооборудования. Наши отечественные учёные-путешественники ещё на заре развития фотографии предсказывали ей большое будущее в деле изучения многообразия природы нашей родины. Такие знаменитые путешественники и учёные, как Обручев, Седов, Русанов, Ермаков и другие, сами занимались фотографией.
Советская фотография по своей идейной и научной направленности, по числу изучающих её является ведущей в мире. Советские кинофильмы, фотовыставки пользуются большим успехом далеко за пределами нашей родины.
С каждым годом растёт число и качество выпускаемых нашей промышленностью фотоаппаратов. Тысячи и тысячи учёных, студентов, рабочих, школьников овладевают фотографией как индивидуально, так и коллективно — в фотокружках. Нет почти ни одного рабочего клуба, детской технической станции, где не было бы фотокружка, работа которого становится неотъемлемым звеном в политическом воспитании масс.
Сама по себе фотография очень интересная и увлекательная область техники. Занимаясь фотографией в школе, учащийся глубже познаёт природу света, химические процессы, уясняет значение различных физико-химических свойств вещества, приобретает ряд практических навыков (различные измерения, практическое пользование сложной аппаратурой, конструирование и производство простейших расчётов при изготовлении различнойаппаратуры и принадлежностей), приучается из всего многообразия окружающих его явлений выделять главное.
Фотокружок в школе может занять одно из ведущих мест во внеклассной работе. Занятия в нам преследуют более широкую цель в общем педагогическом процессе политехнического обучения, чем просто овладение фототехникой. Овладение же фототехникой должно привести учащихся к практическому приложению навыков и умений как в школе, так и в их будущей общественно-полезной деятельности. Вместе с тем фотокружок может оказать большую помощь в постановке учебно-воспитательной работы в школе. Знаменательные школьные события, лучшие коллективы учащихся, работа отдельных учителей, школьных кружков, достижения техники и науки могут быть отображены в школьных газетах, на фотовитринах и т. д.
В течение ряда лет автор ведёт фотокружок в школе. За это время ему пришлось преодолеть много трудностей как технических, так и организационных, и методических; приобретённым опытом автор и хочет поделиться.
Всем известно, что научить можно тому, что сам хорошо знаешь. Поэтому учитель должен знать основные фотопроцессы, уметь их показать, объяснить учащимся. Если у учителя нет никаких навыков, в кабинете нет фотоаппарата и другого оборудования, то он может всегда найти в школе среди учащихся одного, имеющего фотоаппарат и необходимые принадлежности, и с помощью этого учащегося изучить технику фотографирования и все этапы фотографических процессов. В дальнейшем в руководстве работой кружка этот учащийся станет первым помощником. Если окажется, что учитель имеет навыки и необходимую аппаратуру, то его труд по созданию и организации работы кружка значительно облегчается. При этом не следует бояться давать во временное пользование кружковцев свою личную аппаратуру. Это сократит организационный период.
В большинстве случаев руководство фотокружком в школе возлагается на учителя физики. Но это вовсе не обязательно. Любой учитель школы, знающий фотографию, специалист-фотограф, который изъявит желание оказать школе помощь в деле налаживания внеклассной работы, — могут быть руководителями фотокружка. В этом случае дирекция школы, преподаватели физики и химии должны оказать содействие руководителю. При организации фотокружка в нашей школе сразу же возникли трудности, так как ни в школе, ни в физическом кабинете не было фотоаппаратов и оборудования по фотографии.
Учитель физики выяснил, что ученица М. самостоятельно занимается фотографией. Он побеседовал с ней и поручил выяснить, у кого из учащихся старших классов имеются фотоаппараты и кто из них желает изучать фотографию в кружке. Вскоре весть об организации фотокружка при физическом кабинете распространилась среди учащихся, и в назначенный день в физическом кабинете собралось около двадцати человек. Выяснилось, что часть из них не имеет своих аппаратов, но желает научиться фотографировать.
На первом собрании учащимся было кратко рассказано, какую пользу окажут занятия в кружке им самим и школе, каковы перспективы работы кружка и т. д. Затем обсудили те мероприятия, которые нужно осуществить, чтобы работа кружка началась быстрее. После высказываний и предложений кружковцев был принят ряд решений:
1. Членов кружка, у которых не было аппаратов, прикрепили к тем, у кого они были. Таким образом разрешался вопрос о работе учащихся, не имеющих своих аппаратов. Были организованы небольшие группы — по 2—3 человека.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|