Куновский Г. Н. Фотографируем без ошибок.— Мн.: Полымя, 1986.— 175 с, ил.
Как изготовить качественный фотоснимок, избежать ошибок при фотографировании, как исправить допущенные ошибки — ответы на эти вопросы дает настоящая книга.
Адресуется широкому кругу читателей.
Название книги не случайно. Научиться фотографировать — дело не хитрое. Значительно труднее фотографировать грамотно. Ведь в процессе изготовления снимка фотолюбителя, да, подчас, и опытного фотографа, подстерегают разного рода неожиданности. И на стадии фотосъемки, и при проявлении пленки, и при получении отпечатка. Порой, фотограф учел, кажется, все требования технологии изготовления снимка, а он получился серым, невыразительным. В чем причина? Причины неудач разные. Неточно определена экспозиция — и негатив оказался слишком плотным. Снимок, сделанный с такого негатива, невыразителен, отсутствуют необходимые детали. Неправильно выбрана точка съемки, и на фото может не оказаться главного — наиболее характерных особенностей объекта Изготовление фотоснимка включает множество технологических этапов, неразрывно связанных между собой. И от каждого из них зависит конечный результат. Неудача может постичь и при обработке пленки, если нарушен температурный режим, не выдержано заданное для проявления время, если периодически не вращался коррекс и т. д. В таких случаях негатив бывает или недодержанным или передержанным.
Процесс обработки цветных пленок максимально стандартизирован. Поэтому надо знать, что даженезначительные изменения рецептуры могут привести к искажению цвета на негативе, диапозитиве и отпечатке.
Много возможностей для творчества предоставляется в процессе проекционного печатания снимков. На этом этапе можно исправить ошибки, допущенные при съемке и проявлении пленки. Умело подобрав бумагу, химикаты, можно снизить контрастность снимка, уменьшить зернистость, «приглушить» царапины. Грамотно пользуясь увеличителем, можно убрать из кадра лишнее, акцентировав внимание на главном, затенить часть изображения и выровнять плотность отпечатка и т. п.
Основное внимание в книге уделено технологическим приемам, методам и способам изготовления фотоснимков, которые исключают ошибки при фотографировании.
Но если ошибки допущены? В разделе «Советы практика» даны рекомендации по их устранению.
Кроме обычных приемов существуют особые способы съемки и печати, которые рассчитаны на решение конкретных художественных задач. Многократное экспонирование, маскирование различных участков кадра, контратипирование, совмещение негативного и позитивного изображений — эти и другие вопросы освещены в разделе «Специальные способы фотографии».
Начинающему фотолюбителю в книге могут встретиться непонятные слова и определения типа «контровой света», «неделимость композиции». В этих случаях ему поможет «Словарь, терминов по фотографии».
В основу книги лег анализ современной литературы по фотографии, а также многолетний опыт работы автора.
Фотоснимки выполнены автором. Намеренно показаны и отрицательные примеры фотосъемки и обработки.
Книга не претендует на полное освещение всех вопросов, возникающих в процессе фотографического творчества. Пейзаж. Вы провели отпуск на природе. Побывали в горах, на море, встретили восход солнца, восхищались красками заката. Конечно же, все это захотелось запечатлеть на фотопленку. И вот вы дома, пленки проявлены, снимки отпечатаны. Но... вы разочарованы — вместо величественных гор — какие-то расплывчатые холмы, вместо солнечного, искрящегося моря — черная, тяжелая, словно металл, вода, а вместо бездонного голубого неба — серая, невыразительная стена.
И куда только девалось то великолепие пейзажа, которое восхищало вас, дарило праздничное настроение. Да, сделать хороший пейзажный снимок, передающий настроение природы, совсем непросто. Для этого надо потрудиться. Прежде всего нужно учиться видеть красоту, чувствовать ее. Главное для фотографа — это умение выбрать из всего многообразия окружающего нас мира законченную, организованную композицию. Здесь требуется чутье художника. Но нужны и знания. Какие технические требования предъявляются при съемке пейзажа? Пленку для съемки на открытом воздухе рекомендуется брать наименьшей светочувствительности. Обрабатывают ее затем в мелкозернистом проявителе, чтобы получить изображение с минимальной зернистостью.Не следует забывать о применении светофильтров. С их помощью можно добиться раздельной цветопередачи объекта, «проработать» небо, выделить на нем облака. Экспонометр поможет выбрать нужную, наиболее точную экспозицию. Каким аппаратом фотографировать пейзаж? Любым! Снимает не аппарат, а фотограф. У вас есть сменная оптика? Тем лучше. Длиннофокусный объектив позволит снять удаленные сюжеты, где требуется более узкое поле зрения; широкоугольник незаменим при съемке больших площадей. Фотография — это светопись. Поэтому главное при съемке пейзажа (да и при любой другой) — это освещение.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|