Родин А. И., Травин А. А. Совмещение изображений в цветных трехлучевых кинескопах.— М.: Связь, 1978.— 96 с, ил. (Б-ка «Телевизионный и радиоприем. Звукотехника»; Вып. 97).
В книге описываются особенности магнитного отклонения лучей в цветных трехлучевых кинескопах, рассматриваются методы совмещения (сведения) лучей, обобщается отечественный и зарубежный опыт проектирования отклоняющих систем, узлов и схем сведения, дается материал по настройке и эксплуатации устройств, обеспечивающих чистоту цвета и совмещение изображений. Кроме того, в книге кратко излагаются принцип работы компланарных кинескопов и методы построения систем с самосведением. Книга рассчитана на механиков телеателье, инженеров и техников, работающих в области цветного телевидения. Книга будет полезна также подготовленным радиолюбителям.
Цветное изображение в большинстве современных телевизионных устройств строится на основе получения на экране трехлучевого кинескопа трех совмещенных изображений красного, зеленого и синего цветов. Точность совмещения этих изображений в значительной мере определяет качество воспроизведения телевизионной передачи. Нарушение совмещения мешает нормальному восприятию сюжета при телевизионном вещании, затрудняет объективный контроль за работой передающих устройств телецентров по экрану цветных видеоконтрольных устройств (ВКУ). Несовмещение изображений совершенно недопустимо в специальных телевизионных установках, где требуется получение точной, неискаженной информации об объекте.
Совмещение изображений на экране трехлучевого кинескопа — сложная проблема, над решением которой в течение многих лет работали и продолжают работать ученые и инженеры. Вопросам совмещения или, как его часто называют, сведению лучей посвящены разделы в учебниках и монографиях по телевидению, многочисленные исследования, сотни журнальных статей и патентов. Сложность проблемы определяется тем, что совмещение изображений зависит от многих факторов, в частности, от конструкции и технологии изготовления цветного кинескопа, конфигурации магнитного поля отклоняющей системы, от выбранного метода коррекции совмещения растров, от работы узлов и электрических схем сведения, причем все эти факторы взаимосвязаны и оптимальное техническое решение может быть получено в ряде случаев путем разумного компромисса.
Исследования в области теории совмещения лучей в трехлучевых кинескопах проводились на основе фундаментальных работ по электронной оптике (В. Гля-зер, Г. Вендт, советские ученые И. Цуккерман, М. Маркович, Б. Бонштедт, Л. Цырлин и др.). Развитием теории электронной оптики применительно к проблемам совмещения в трехлучевых кинескопах, а также созданием инженерных расчетов систем сведения в приемной технике занимались Е. Балл и П. Геловей, Дж. Гаантис и Г. Любен, Р. Барбин, советские ученые и инженеры А. Баужис, Р. Матуляускас, А. Валанчюс, А. Ангафоров, Г. Романов и другие.
Несмотря на большое число опубликованных материалов, посвященных отдельным вопросам совмещения, в настоящее время не существует книги, в которой эти вопросы были бы последовательно изложены, систематизированы, намечены основные пути развития данной области техники, обобщен практический инженерный опыт проектирования и эксплуатации систем сведения. Предлагаемая вниманию читателей книга ставит своей задачей ознакомжь с основными проблемами теории и практики совмещения лучей. Книга в достаточно популярной форме, без привлечения весьма сложного для данной области техники математического аппарата, описывает физические процессы, приводящие к нарушению совмещения изображений, методы коррекции совмещения, связь между сведением лучей и получением равномерного цвета на каждом из трех составляющих изображение растрах. В книге приводятся описания различных вариантов узлов и электрических схем сведения, их параметры подвергаются сравнительному анализу.
Введение и гл. 1 книги знакомят читателя с историей вопроса, с основными принципами отклонения и сведения лучей в трехлучевом кинескопе, без понимания которых невозможно перейти к изучению методов построения и конструктивных особенностей отдельных компонентов системы сведения. Далее рассматриваются отклоняющие системы, узлы и схемы сведения, способы обеспечения равномерного цвета на каждом из трех растров, вопросы настройки и эксплуатации систем сведения. В последней главе книги приводится краткое описание работы инескопов с расположением электронных прожекторов в одной плоскости, а также пути создания систем с так называемым «самосведением».
Книга рассчитана на механиков телеателье, инженеров и техников, работающих в области проектирования, производства и эксплуатации цветных телевизионных устройств, а также на подготовленных радиолюбителей.
Авторы книги выражают благодарность профессору В. Ф. Самойлову за ряд весьма важных замечаний, сделанных им при рецензировании рукописи. Отзывы о книге просим посылать в издательство «Связь» по адресу: 101000, Москва-центр, Чистопрудный бульвар, 2.
Совмещение трех цветных изображений в приемных телевизионных устройствах является одним из узловых вопросов техники цветного телевидения с одновременной передачей цветов. История развития приемного телевидения на протяжении последних 10—15 лет непосредственно связана с поисками новых, более совершенных методов совмещения изображений, с разработкой специальных отклоняющих систем, узлов и схем сведения.
До начала широкого распространения трехлучевых кинескопов для демонстрации цветного телевидения применялись проекционные системы, в которых каждое из трех составляющих изображений формировалось на отдельном кинескопе и далее при помощи зеркал и объективов проецировалось на общий экран. В этих системах кинескопы, с которых проецировались исходные изображения, были сдвинуты относительно оси, проходящей через центр общего экрана, и в ряде случаев наклонены к ней. Каждому, кто знаком с элементарной оптикой или просто с практикой демонстрации диапозитивов, ясно, что если проектор сдвинуть относительно оси, перпендикулярной к центру экрана, и наклонить к |к-й, изображение на экране перестанет быть прямоугольным, станет трапецеидальным, искажения растра, в частности «подушкообразные» (термин, применяемый в телевидении), будут несимметричны. Естественно, что изображение, проецируемое с другого проектора, сдвинутого и наклоненного в противоположную сторону от центральной оси, будет иметь искажения, отличающиеся от первого. Подобные искажения растров получались в цветных проекционных системах, в которых использовались три отдельных кинескопа Для совмещения трех растров (изображений) на общем экране приходилось вводить специальные элементы коррекции, электрическим путем создавать «предыскажения» исходных растров па экранах каждого из трех кинескопов, чтобы скомпенсировать искажения составляющих растров на экране, добиться идентичности их геометрической формы и размеров, т. е. получить на экране совмещенное изображение.
Причины нарушения совмещения растров на экране цветного трехлучевого кинескопа во многом аналогичны описанным выше для проекционных систем. Действительно, в трехлучевом кинескопе прожекторы сдвинуты относительно оси кинескопа и наклонены к ней, каждый из прожекторов создает на общем экране «свой» растр. Наклон и сдвиг прожекторов приводят к тому, что растры будут иметь на общем экране кинескопа различную форму и размеры, и для совмещения их необходимо применять дополнительные устройства коррекции. Однако методы совмещения в трехлучевых кинескопах существенно отличаются от ме-юдов совмещения в проекционных системах. Если в проекционных системах можно было корректировать растры на каждом из кинескопов независимо друг от друга, то в трехлучевых кинескопах три прожектора расположены в одной горловине, лучи отклоняются общей отклоняющей системой (ОС) и воздействовать на каждый из лучей в отдельности весьма затруднительно. Это вызывает необходимость применения специальных узлов и схем, раздельно корректирующих траекторию каждого луча с целью совмещения всех точек трех изображений на экране.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|