Теория и практика шахматной игры: Науч.-ме¬тод, и практ. пособие/Под ред. Я. Б. Эстрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 272 с, ил.
В книге обобщен опыт советской шахматной школы, изложена система методов подготовки к соревнованиям, рассматриваются вопросы стратегии и тактики шахматной игры. Излагаются научно-педагогические рекомендации чемпионов мира М. Ботвинника, В. Смыслова, М. Таля и А. Карпова, а также включены материалы выдающихся мастеров прошлого. Во 2-е издание (1-е— 1981 г.) включен новый раздел «Из классического наследия» и ряд других материалов. Для студентов и преподавателей вузов. Может быть полезна широкому кругу квалифицированных шахматистов.
Советская шахматная школа занимает передовые позиции в мир... Нашим шахматистам принадлежит личное первенство мира среди мужчин и женщин, командное первенство мира и Европы, а также личное и командное первенство мира в игре по переписке. Завоевание вершин в шахматном искусстве является закономерным следствием успехов всей нашей социалистической культуры.
Советскую шахматную школу отличает сочетание научных методов изучения теории и подготовки к соревнованиям с творческим размахом, смелостью и энергией. Ведущие советские гроссмейстеры обновили и обогатили теорию и практику шахматной игры.
Новаторская роль советской шахматной школы проявляется и в том, что в нашей стране впервые в мире создана система высшего шахматного образования на специальных отделениях физкультурных вузов.
Однако большой опыт, накопленный в СССР в этой области, пока не получил должного обобщения и мало освещался в литературе.
Настоящее пособие ставит своей целью восполнить этот пробел и оказать методическую и практическую помощь студентам высших учебных заведений страны. В нем обобщен опыт советской шахматной школы, изложена система методов подготовки к соревнованиям, рассматриваются вопросы стратегии и тактики, формирующие у студентов прочные знания и определенные навыки по методике воспитательной работы.
Сотни и тысячи педагогов и тренеров занимаются шахматами с детьми в многочисленных Дворцах и Домах пионеров, где, как известно, начинали свой путь такие выдающиеся шахматисты, как Василий Смыслов, Давид Бронштейн, Михаил Таль, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и др.
Чемпион мира А. Карпов писал в газете «Правда» от 8 декабря 1978 г., что когда речь заходит о молодой смене шахматистов, обязательно встает вопрос и о преподавателях. И можно только приветствовать подготовку в больших масштабах тренеров-профессионалов и общественников. К сожалению, шахматных педагогов высокого класса пока не хватает. Их выпускают институты физкультуры лишь в Москве, Львове и Тбилиси*. Пришла пора создать отделение шахматного профиля и в других физкультурных вузах. Расширяя прием на них, стоит одновременно позаботиться о факультативном изучении теории студентами, имеющими разряд по шахматам, но специализирующимися в иных видах спорта.
А. Карпов отмечал также, что следует уделить особое внимание методике занятий шахматами в общеобразовательной школе. Шахматы — это не просто спортивная игра. Занятия шахматами активно влияют на формирование характера, личности человека. Они учат мыслить, учат логике л ответственности. Но прежде всего у ребенка должен появиться интерес к шахматам, тогда и следует этот интерес развивать, поддерживать, знакомить юного шахматиста с правилами игры, азами теории.
В творчестве ведущих шахматистов мира теоретическая подготовка занимает очень важное место. В настоящем пособии они делятся об этом своими впечатлениями, рассказывают о подготовке к соревнованиям, приводят интересные примеры, высказываются по наиболее актуальным проблемам современной методики преподавания шахмат.
Первое издание настоящего пособия было выпущено в 1981 г. тиражом 250 тысяч экземпляров и разошлось в короткий срок. Это сви-, етельствует о том, что оно отвечало назревшей потребности, принесло пользу широкому кругу читателей, включая преподавателей, тренеров руководителей шахматных клубов и школ, всем, кто занимается воспитанием молодой смены. Второе издание переработано и дополнено.
В первом разделе пособия рассматриваются проблемы шахматной педагогики в высшей школе. Зам. начальника учебного отдела ГЦОЛИФКа, преподаватель кафедры шахмат Т. Я. Костюкова рассказывает об опыте работы кафедры и ее выпускников. Здесь же приводится стенограмма лекций д-ра пед. наук из ГДР, проф. Э. Бёньша «Дидактико-методические основы обучения шахматам» и д-ра мед. наук В. Б. Малкина «Шахматы — студентам», а также его интересная и поучительная лекция «Проблемы психологической и физической подготовки шахматиста».
Второй раздел касается вопросов преподавания основ стратегии и тактики шахмат. Гроссмейстер М. Е. Тайманов обращает внимание читателя на методику исследования начальной стадии партии, а ст. преподаватель ГЦОЛИФКа мастер спорта Б. А. Злотник рассказывает об основах стратегии шахмат.
Этот же раздел посвящен тактическим методам ведения борьбы, развитию комбинационного зрения шахматиста. С этой темой студента знакомит статья гроссмейстера ИКЧФ Я- Эстрина «Тактическое мас-терстЕО шахматиста. Гамбиты, их место в дебютной подготовке».
В третьем разделе, посвященном совершенствованию шахматиста, особое внимание уделяется выдающемуся вкладу в теорию и педагогику шахмат советских чемпионов мира — М. Ботвинника, В. Смыслова, М. Таля, А. Карпова.
Пособие завершает четвертый раздел, в котором раскрывается важность изучения классического наследия для шахматной педагогики. Здесь представлены статьи корифеев прошлого — первых пяти чемпионов мира В. Стейница, Э. Ласкера, X. Р. Капабланки, А. Алехина и М. Эйве. Некоторые из них впервые появляются на русском языке.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|